При использовании поршневых компрессоров для получения сжатого воздуха невозможно избежать испарения смазочного масла, которое при последующем охлаждении может образовывать масляный туман или масляные пары. Капли масла можно удалить с помощью соответствующего отбойного устройства, тогда как парообразные масляные примеси удаляются адсорбцией на активном угле. Даже при использовании работающего без масла турбокомпрессора для получения очень чистого сжатого воздуха необходим угольный фильтр, так как во многих случаях всасываемый воздух загрязнен другими промышленными выбросами.
Устанавливаемый с напорной стороны угольный фильтр обычно представляет собой цилиндрический патрон с параметрами, обеспечивающими время контакта около 1 с. Молекулы масла относительно большие, поэтому можно использовать среднепористые активные угли с цилиндрическими гранулами диаметром 3—4 мм. Если предполагается незначительное выделение масла или необходимо обеспечить удобную замену угольной шихты, чаще всего используют уже готовые патроны с активным углем. Поскольку такие фильтрующие патроны содержат в основном активный уголь, формованный со связующим, его адсорбционная способность, естественно, низка, однако большим преимуществом является простота в обращении.
Наряду с соответствующими тканевыми материалами, осушителями (силикагель) и осушающими процессами (вымораживание) фильтры с активным углем позволяют получать сжатый воздух, удовлетворяющий очень высоким требованиям к качеству, которые предъявляются, например, в производстве пищевых продуктов, на пивоваренных заводах, химико-фармацевтических предприятиях. При правильном выборе параметров и условий эксплуатации фильтров вполне возможно снижение содержания масла до 0,5 млн~’. При этом большое значение имеет регулярная замена угля после очистки от 10 до 50 000 м3 воздуха/кг угля. I