Главнейшей составной частью клеточных оболочек высших растений является целлюлоза (С6Н10ОБ)„. Древесина хвойных и лиственных пород состоит на 40—50% из этого полисахарида. Вся растительность земного шара содержит столько углерода, что количество его эквивалентно 1 биллиону тонн С02; большая часть указанного углерода связана в виде целлюлозы. Хотя последняя имеет и сейчас важнейшее промышленное значение, но несомненно, что она должна получить еще большее применение в будущем, как источник энергии и важных для жизни человека химических веществ, когда природные запасы каменных углей и нефти окажутся в значительной степени исчерпанными.
Содержание целлюлозы в клеточных стенках органов явнобрачных растений колеблется довольно широко. Имеются указания, что в молодых листьях всего 10% целлюлозы, считая на сухой вес, в старых листьях оно может достигать до 20%. В хвое сосны — до 29% сырой целлюлозы.1 Древесина дуба (Quercus Pedunculata) содержит около 32—37% чистой целлюлозы, причем эта величина мало колеблется в разных типах леса [2]. В образцах даурской лиственницы и сибирской пихты найдено целлюлозы 43.2% и 48.4% [[5]]. Калниньш нашел, что процент целлюлозы в древесине латвийской сосны несколько повышается с улучшением почвы [[6]]. Целлюлоза составляет около 96% волокна хлопка, и в этом отношении он представляет наиболее концентрированное сырье.
Другие виды растительного сырья точно так же содержат большие количества целлюлозы. Так, по анализам Прянишникова и Машевпцкой, стебли кукурузы имеют около 30% целлюлозы, лузга подсолнечника 33.8%, камыш 42% и т. д. В озимой пшеничной и яровой овсяной соломе другими авторами найдено 34.2—35.4% целлюлозы.
В низших растительных группах также весьма часто находят целлюлозу, хотя точное определение ее далеко не во всех случаях проводилось достаточно строго. Исследователи нередко ограничивались лишь качественными цветными пробами с хлорципкйодом. На основании выделения октоацетата целлобиозы в продуктах ацетолиза целлюлоза была обнаружена в волокнисто-сосудистых пучках в корневищах папоротника (Pteris Aquilina[[7]]) и в исландском мхе. Шарков и Сартания|6] нашли в различных сфагновых мхах целлюлозы 17.3—21.4% — по методу Кизеля и Семигановского. В лишайнике (кладонии) обнаружено последним методом 10.9% целлюлозы.
Выделение целлюлозы из растительных тканей и очистка ее от сопровождающих веществ производится разными способами. Очистка хлопкового линтера, т. е. коротких, длиною около 10 миллиметров, волосков, остающихся на семенах после съема хлопка, производится путем варки с 2—3%-м раствором едкого натра при давлении 3—5 атм. в течение 3—5 час. После этого следует отбелка разбавленным раствором NaCIO, кисловка, обработка раствором NaHSOg и окончательная промывка.
Наиболее чистая хлопковая целлюлоза получается для лабораторных научных исследований путем экстрагирования примесей жиров и восков горячим спиртом и обработкой волокон кипящим 1%-м раствором едкого натра для удаления сопутствующих пектиновых веществ [7]. Очищенный такой обработкой хлопок содержит около 99.6% целлюлозы и 0.05— 0.09% зольных веществ; он практически нерастворим в холодной 17.5%-й щелочи.
Древесная целлюлоза получается путем варки древесной щепы с содержащими свободную сернистую кислоту растворами бисульфита кальция (при 140—145°) или с 6—8%-м раствором едкого натра (170—174°). При таких обработках лигнин и часть сопровождающих клетчатку геми — целлюлоз переходят в раствор. Полученная сульфитная или натронная целлюлоза затем отбеливается. Древесная техническая беленая целлюлоза, однако, оказывается всегда несвободной от примесей и обычно содержит до 5—7 % пентозанов (ксилана), небольшой процент маннана и малые количества (до 1—1.5%) лигнина. Кроме того, обычная сульфитная беленая древесная целлюлоза, смотря по роду и условиям технологического процесса, содержит несколько десятых процента золы и до 1 % смол и жиров.