По нашему убеждению, положительное решение вопросов эффективного (прибыльного) использования низкотоварной древесины и отходов лесопереработки возможно на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта при тех внешних условиях, в которых находится лесной комплекс края. Но для того, что бы придать этому процессу массовый и необратимый характер предстоит решить целый комплекс проблем.
В конце марта 2003 года в Правительство Российской Федерации, в Государственную Думу и в администрацию Президента РФ была официально представлена дискуссионная записка Всемирного банка, озаглавленная «Реформы лесной политики в Российской Федерации».
В указанном документе отмечается, что российские леса привлекают все больше внимания заинтересованных сторон как внутри страны, так и за рубежом.
В этой связи, а также в ответ на запрос Правительства РФ, Всемирный банк подготовил дискуссионную записку, в которой представлен взгляд «со стороны» на основные направления существующей программы реформирования лесного комплекса в том виде, в каком она отражена в Основных направлениях развития лесной промышленности на 2003-2010 годы (утверждены в декабре 2002 года), в Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы (утверждена в январе 2003 года) и в ряде новых правовых инструментов, которые разрабатываются в настоящее время (в проекте новой редакции Лесного кодекса РФ, в проектах законов «О платежах за лесопользование» и «О договорах концессии»).
В основу представленной записки положены три взаимосвязанных идеи, которые по сути дают негативную оценку указанным выше уже утвержденным документам и являются своего рода «целеуказанием» для разрабатываемых законопроектов:
1) Необходимость усиления взаимосвязи между лесным хозяйством, механизмами финансирования лесного хозяйства, государственными лесными институтами и лесной промышленностью. В записке отмечается, что недостаточное финансирование лесхозов обуславливает слабый контроль за соблюдением законодательства (незаконные лесозаготовки) и неэффективное управление лесными ресурсами (чрезмерно интенсивные санитарные рубки). Однако, увеличение бюджетных ассигнований на государственные услуги во многом зависит от увеличения объема экономических выгод, которые леса дают стране (доходы, занятость), что, в свою очередь, требует применения эффективных механизмов определения стоимости лесных прав (прозрачные конкурсные торги) и создания более благоприятных основ, стимулирующих привлечение новых инвестиций (гарантированный долгосрочный доступ к лесам).
2) Совершенствование государственного управления имеет решающее значение для обеспечения неистощительного использования лесов. Неэффективное использование таких общих благ, как леса и лесные доходы, приводит к тому, что их вклад в национальную экономику намного меньше имеющегося потенциала, а страна теряет интерес к долгосрочному сохранению этих общих благ. Прежде всего, необходимо обеспечить четкое распределение ответственности, прав и обязанностей, упрощение процедур и устранение экономических перекосов и стремиться не к техническому совершенству, а к прагматизму и простоте.
3) Внеотраслевые факторы, такие, как условия предпринимательства внутри страны, судебная и банковская системы, реформирование государственного сектора, социально-политические приоритеты и международная рыночная конъюнктура, нередко имеют большее значение, чем технические аспекты лесоуправления. Российская программа реформирования лесного сектора должна соответствовать (по мнению авторов записки!) национальным ориентирам в области реформы государственного сектора и
Управления общими благами.
В принципе, чего-либо «сверх нового» указанные выше идеи не содержат. Главное в них то, что они выражают озабоченность международного сообщества положением дел в лесном комплексе России.
Также, как и один из выводов дискуссионной записки, в котором отмечено, что новая система экономических стимулов в России, возникшая в результате либерализации торговли лесом, в сочетании с ослаблением местного управленческого и административного потенциала (особенно на уровне лесхозов), неизбежно способствует широкому распространению незаконных рубок. Сверхнормативная рубка в более доступных участках леса ведет к экологической деградации лесных местообитаний и повышению риска полного исчезновения некоторых угрожаемых видов растений и животных. Если не будет найдено комплексное решение проблем лесной политики, то быстро растущие потребности рынка вполне могут обернуться социальным и экологическим бедствием.
Для Хабаровского края эта проблема приобретает все более зримые очертания.
В настоящее время объективной реальностью является экспортная направленность лесной отрасли края. При этом она становится все более зависимой от прогрессирующего китайского рынка. Низкая требовательность китайских импортеров к качеству и сортировке круглых лесоматериалов, а не редко и направленные действия на поставку смеси сортов и сортиментов потенциально несут угрозу превращения края в сырьевой придаток северо-восточных провинций Китая. По итогам работы отрасли в 2002 году поставки в Китай уже превысили 60 % всех экспортных поставок лесоматериалов.
Практически, лесной рынок Китая стал реальным препятствием на пути развития перерабатывающих производств и комплексного использования лесных ресурсов в крае.
Преодоление этой негативной тенденции связано, прежде всего, с наращиванием усилий, включая административные методы воздействия, по развитию приоритетных для края перерабатывающих производств. Однако, ограниченность финансовых, ресурсных, кадровых и других возможностей предполагает их сосредоточение на потенциальных точках роста.
С этой целью в декабре 2001 года было принято постановление Губернатора Хабаровского края «О создании основных деревообрабатывающих центров на территории Хабаровского края в 2002 — 2005 годах», в котором предусмотрено создать:
— в г. Комсомольске-на-Амуре на базе ОАО «Комсомольский КЛПХ» производство по выпуску пиломатериалов, лущеного шпона, а затем боль — шеформатной фанеры;
— в г. Амурске на базе ПО «Амурмаш» (или бывшего ОАО «Амурск — бумпром») производство целлюлозы, картона коробчатого, мешочной и писчей бумаги, на базе ООО «Амурский ДОК» производство пиломатериалов, плит ДСП, в т. ч. ламинированных;
— в пос. Октябрьский Ванинского района на базе ОАО «Коппинский ЛПК» производство пиломатериалов, клеёной фанеры;
— в пос. Токи Ванинского района на базе ОАО «Ванинский лесопильный завод» производство пиломатериалов;
— в пос. Березовый Солнечного района производство пиломатериалов;
— в пос. Хор района им. Лазо на базе ОАО «Хорский биохимический завод» производство газетной бумаги, на базе ОАО «Хорский ДОК» и ОАО «Исток» производство пиломатериалов, клеёных щитов, оконных блоков по евростандарту;
— в пос. Мухен и Сукпай района им. Лазо производство пиломатериалов.
По замыслу именно эти фактически реализованные проекты должны стать исходной базой формирования «лесопромышленных узлов» в крае и обеспечить максимальное использование древесного сырья. Далеко не крупные проекты в рамках страны, для края они являются достаточно амбициозными и трудными, поскольку требует дополнительных мероприятий в финансово-налоговой сфере и поиска инвесторов.
Предварительная стоимостная оценка перечисленных проектов показывает, что их реализация потребует привлечения инвестиционных и заемных средств в ближайшие 3 — 5 лет свыше 1 млрд. $. Принимая во внимание ту идеологию развития лесной промышленности, которая заложена в разработанную Минпромнауки России концепцию, источниками финансирования краевых инвестиционных проектов могут стать только средства инвесторов. Однако, появление стратегических инвесторов в крае обуславливается многими факторами, включая общий инвестиционный климат в стране, инвестиционный рейтинг края и инвестиционную привлекательность лесного сектора региональной экономики в частности.
Период 1992 — 1998 гг. характеризовался постоянным спадом отечественных инвестиций в лесной комплекс края. Крайне низким оставался на протяжении этого периода и объем поступления иностранных инвестиций.
В 1999 году инвестиционная деятельность активизировалась как по промышленности в целом, так и в лесной отрасли. Это объясняется многими факторами, включая изменение курса доллара США и поступлениями значительных иностранных инвестиций в предприятия компании "Римбунан Хиджау", выигравшей первый международный тендер на право освоения двух лесных участков в 1997 году. Инвестированные средства почти в полном размере (91 %) были направлены на решение проблем технической оснащенности предприятий, приобретения машин и оборудования для лесозаготовительных работ.
В 2000 году вновь некоторый спад инвестиционной деятельности, а затем в 2001 и 2002 годах идет постепенное нарастание объема инвестиций.
Преобладающим источником инвестиций в 2001 году были собственные средства предприятий (45 %). Доля иностранных инвестиций составила 38 %, причем 69 % иностранных инвестиций были вложены в основной капитал. Это объясняется продолжением технического оснащения предприятий "Римбунан Хиджау" и модернизацией производства СП «Ванино-Тайрику».
В 2002 году ситуация вновь резко изменилась. Валовые инвестиции в лесопромышленный комплекс края составили 1 554,5 млн. р. Темп роста по отношению к 2001 году достиг 170 %. Доля иностранных инвестиций в общем объеме осталась прежней — 38%. Доля собственных источников уменьшилась до 31 %. Доля кредитов выросла в 2,4 раза — до 17 % против 7 % в 2001 году.
В связи с тем, что в общем объеме инвестиций в 2002 году почти половина (49 %) составляют инвестиции в оборотный капитал, темп роста реальных инвестиций (в основной капитал) составил всего 102,4 % к 2001 году.
В 2002 году доля средств, инвестированных в деревообрабатывающее производство, уменьшилась до 11 % против 36 % в 2001 году.
Сопоставление структуры источников инвестиций в лесной отрасли за последние годы показывает явную нестабильность этого процесса. Его зависимость от того, удалось ли реализовать какой-либо проект или нет. Хотя считается, что лесная отрасль является одной из самых привлекательных отраслей промышленности для иностранных инвесторов.
Основной формой реализации прямых инвестиций являются совместные и иностранные предприятия и фирмы. Всего с 1995 года в лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия с зарубежным участием привлечено свыше 110 млн. долларов иностранных инвестиций. Однако из общей численности предприятий с иностранными инвестициями, созданных в лесном комплексе края, лишь около 1/3 занимаются переработкой древесины.
В целом анализ инвестиционного процесса в лесной отрасли края дает основание сделать следующие выводы:
А) одним из основных источников финансирования капитальных вложений являются собственные средства предприятий и организаций, которые идут на замещение и обновление физически устаревшего оборудования;
Б) можно констатировать наличие в лесной отрасли края двух разнонаправленных тенденций инвестирования. Если отечественный капитал направляется в большей степени на воспроизводство основных фондов, то зарубежный капитал направляется, как правило, на пополнение оборотных средств, т. е. на сохранение существующего статус-кво в производственной сфере и на сохранение экспортно-сырьевой направленности развития лесной отрасли.
В экономике края в последнее время сложился ряд предпосылок для роста инвестиций: увеличивается объем промышленного производства, улучшается финансовое положение и расширяется инвестиционный потенциал конкурентоспособных предприятий, адаптировавшихся к изменению экономической конъюнктуры.
Для закрепления этих положительных тенденций и создания благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций краевой властью реализуется несколько направлений.
— Принята и реализуется Краевая инвестиционная программа. Действуют законы Хабаровского края — «Об инвестиционной деятельности» и «Об инновационной деятельности».
— Создан Инвестиционный совет при администрации Хабаровского края. Утверждено Положение об инвестиционном совете при администрации Хабаровского края и Положение о порядке проведения конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, реализация которых требует государственной поддержки администрации края.
— Созданы Консультативный Совет по иностранным инвестициям при главе администрации края и Агентство по привлечению инвестиций, целью которых является всесторонняя помощь инвесторам.
— Для обеспечения инвестиционной деятельности в крае создан залоговый фонд, в состав которого входят государственные пакеты акций предприятий и недвижимость, находящаяся в собственности края. Совершенствуется структура залогового фонда через обеспечение его активов высоко ликвидными объектами.
— В крае регулярно проводятся международные инвестиционные конференции, организуются зарубежные инвестиционные миссии, представители края участвуют в международных выставках инвестиционных проектов как в России, так и за рубежом.
Развивается деловая инфраструктура бизнеса.
Большое внимание в крае уделяется обеспечению государственных гарантий защиты иностранных инвестиций.
Вместе с тем развитию инвестиционных процессов, достижению устойчиво высоких темпов роста инвестиций в основной капитал препятствует целый ряд объективных факторов, в том числе:
• отсутствие накоплений у большинства предприятий для производственного развития;
• дефицит и дороговизна долгосрочных ресурсов у кредитных учреждений;
• неразвитость рыночных институтов, аккумулирующих сбережения и инвестирующих их в производство;
• низкая инвестиционная привлекательность российских предприятий, высокие инвестиционные риски.
Все это создает серьезные проблемы в направлении содействия повышению эффективности и конкурентноспособности производства на базе инновационно-технологической модернизации лесной отрасли и требует поиска внутренних резервов развития.
В последние годы активно обсуждаются и изучаются процессы вертикальной интеграции лесопромышленных предприятий. Цель такой интеграции заключается в достижении устойчивости обеспечения сырьем перерабатывающих производств, повышения загрузки существующих мощностей, снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности российской лесобумажной продукции.
Основу интеграции, как правило, составляют централизация финансовых потоков, сбытовой деятельности, материально-технического снабжения, а ее объектом — полный технологический цикл от лесозаготовок до реализации конечной продукции.
Примерами созданных вертикальных интегрированных структур (ВИС) в стране обычно называют ОАО «Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Онежский ЛДК», ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз», ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Соломбальский ЛДК», Мантуровский фанерный комбинат и ряд других. Их общей чертой является то, что созданы они на базе уже существовавших крупных, нередко многопрофильных, лесоперерабатывающих фирм, которые объединили вокруг себя монопродуктовые, а также уникальные производства, заложив в основу управления корпоративный метод.
Далеко не всё в деятельности созданных ВИС проходит «гладко», поскольку их лесозаготовительная составляющая зачастую превращена в своего рода «центры формирования затрат». Но, главную свою задачу — максимальное получение продукции и дохода с каждой единицы использованных лесных ресурсов они в той или иной степени решают.
По мере накопления капитала возникновение ВИС станет неизбежным и в Хабаровском крае. Но формирование будет проходить по иному (по отношению к указанным выше) пути, поскольку в крае отсутствуют в настоящее время крупные перерабатывающие производства, своего рода предприятия «лидеры».
Поэтому в крае предстоит, прежде, решить трудную проблему укрупнения в какой-либо форме 150-ти лесозаготовительных предприятий — арендаторов лесных участков со среднегодовыми объемами заготовки около 50 тыс. кубических метров. При том, что многие из руководителей мелких предприятий по своему менталитету не готово к объединению.
Перечисленный перечень проблем, которые предстоит решать в крае, превращает ВИС, как основу эффективного управления производственной деятельностью в достаточно отдаленную для Хабаровского края перспективу и предполагает «постепенное взращивание» нового механизма управления на основе существующих управленческих структур в лесном комплексе края.
По нашему мнению прообразом ВИС в крае постепенно становятся холдинги ОАО «Дальлеспром» и ЗАО «Флора».
В условиях рыночной экономики главным инструментом управления действующими в лесном комплексе частными фирмами является наделение правом пользования лесными ресурсами. Сейчас происходит трансформация этого инструмента, т. к. уменьшается объем незанятых и относительно доступных лесных массивов. Поэтому на первый план в качестве инструмента выходит контроль использования арендных участков и перераспределение их в пользу эффективных лесопользователей.
Это серьезная проблема, решение которой предполагает комплексную оценку действующие предприятий, пересмотр договоров аренды, вплоть до полного их аннулирования, со всеми бесперспективными предприятиями, не осваивающими свои арендные участки, и последующую передачу участков в аренду на основе проектов, предусматривающих комплексное использование древесных ресурсов.
Необходимо также отметить, что в развитии лесной отрасли края закончился период высоких темпов увеличения объемных показателей. Среднегодовые темпы наращивания объемов вывозки древесины, начиная с 1998 года, превышали 20 %. Естественно, что отрасль подошла к пределу своего экстенсивного развития. Начиная с 2003 года, темпы наращивания объемов вывозки не будут превышать 5 — 6 % ежегодно. И то при условии, что будет найдено удовлетворительное решение следующих проблем, стоящих перед лесной отраслью края:
— проблема технического перевооружения и модернизации производства;
— проблема экспорта лесоматериалов;
— проблема деконцентрации производства;
— проблема развития лесоперерабатывающих производств;
— проблема сокращения финансирования лесоустроительных работ из федерального бюджета.
Далеко не все они имеют быстрое решение. В тоже время, именно от оперативного реагирования на вновь возникающие трудности во многом зависит вектор дальнейшего развития отрасли по основным параметрам.
Но главное в том, что решение основных проблем лесного комплекса края требует принятия неотложных мер прежде всего на федеральном уровне. Необходимо принять в новой редакции Лесной Кодекс РФ, а также ряд новых федеральных и краевых законов.
В рамках подзаконных нормативных актов необходимо найти решение на уровне федерации таких проблем как:
— возмещение предприятиям лесной промышленности части затрат на уплату процентов по кредитам в российских банках для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива в достаточных объемах;
— разработка дифференцированной системы железнодорожных тарифов, обеспечивающих равновыгодность перевозок лесных грузов;
— разработка механизма долгосрочного ипотечного кредитования деревянного малоэтажного домостроения. Реализация только этого механизма позволила бы увеличить спрос на деревянные дома заводского изготовления и, как следствие, стала стимулом для развития лесопиления и выпуска древесных плитных материалов;
— отмены импортных пошлин на инвестиционное оборудование, ввозимое для строительства предприятий ЛПК, прежде всего деревоперераба — тывающих и целлюлозно-бумажных;
— отмена или существенное снижение экспортных пошлин на полуфабрикаты и конечные продукты лесного комплекса;
— отмена экспортных пошлин на лесные продукты, произведенные из тонкомерной и малоценной древесины.
Тем не менее, поиск каждым из лесопользователей даже в существующих условиях хозяйствования экономически выгодных технологических решений по использованию низкотоварной древесины и отходов лесопере — работки станет первым шагом по поддержанию глобально значимых функций дальневосточных лесов, таких как сохранение биоразнообразия, поглощение углерода и регулирование водного стока.