В этой главе приведены краткие сведения о развитии лесо химических производств до настоящего времени и перспективы их дальнейшего роста. Кратко сообщается о развитии этих производств за границей. Кроме того, дана краткая характеристики продуктов производства и их применения в народном хозяйстве.
Сведения по пирогенетическим производствам обобщает наука о теории и технологии процесса термического распада древесины.
Термин пирогенетический происходит от греческогс руг — огонь и латинского genesis — происхождение, возникнове ние. В русской литературе пирогенный распад древесины обычно называют сухой перегонкой древесины. Иногда применяется слово швелевание, от немецкого schwelen — гнать смолу. Часто слово пирогенетическое разложение заменяют более коротким пиролиз.
Углежжение, смолокурение и дегтекурение известны с XIV века, однако первые сведения об этих процессах имеют значительно ранние даты. Так, еще Теофрит (370—285 гг. до н. э.) писал о выжигании древесного угля в ямах.
Д. И. Менделеев писал в «Толковом тарифе»: «Лесохимические продукты составляют исконные русские товары». Действительно, уже в XV—XVI вв. Россия продавала зарубежным странам уголь и сосновую смолу. В то время углежжение было развито в районе Новгорода, у Финского залива, у Ладоги и в Подмосковье. В дальнейшем центр углежжения передвинулся на Урал, где это производство успешно развивалось и в начале XX века давало около 1 млн. т древесного угля.
Совершенствовался и сам процесс углежжения. Например, объемный выход угля в 1660 г. был равен 33%, а в 1851 г. увеличился до 67%’.
На очереди было использование жидких продуктов пирогек — ного процесса. В 1799 г. Сойманов предложил использовать смолу, получающуся при углежжении. В 1793 г. президент Вольного экономического общества Нартов доложил об использовании «кислой влажности из угольных куч» и о возможности применять «пригорелую древесную кислоту» в ситценабивном деле, для протрав, получения ярь-медянки и др. К этому времени был известен найденный крестьянином Шаталиным «порошковый» (т. е. в виде кальциевой соли) способ выделения уксусной кислоты из сырого древесного уксуса.
В 1824 г. И. И. Овцын построил в Петербурге первую, сравнительно крупную установку для сухой перегонки дерева. В 1857 г. на заводах Пушкарева началось производство древесного спирта. В 1898 г. инженер Михаил Вейобейн построил в Петербурге завод сухой перегонки дерева, где главным аппаратом была вертикальная реторта циркуляционного типа с внутренним обогревом, являющаяся прототипом современных циркуляционных вертикальных реторт.
В конце XIX в. в связи с развивающимся производством нитроцеллюлозы возникло производство ацетона из уксусно — кальциевой соли (завод в Нивице Минской губернии). В это же время началось проникновение в Россию иностранного капитала и к Октябрьской революции практически все заводы сухой перегонки были в руках бельгийских, французских и немецких акционерных компаний. Это тормозило развитие пирогенных производств и особенно плохо сказалось на их техническом уровне.
Все заводы сухой перегонки дерева представляли собой мелкие, чаще всего кустарные предприятия и выпускали ограниченный ассортимент продуктов. К началу восстановления и развития промышленности (после Октябрьской революции) имелось несколько небольших заводов сухой перегонки дерева, вырабатывающих древесный спирт. За первые же пятилетки сухая перегонка дерева в СССР неизмеримо выросла в количественном и качественном отношении. В 1932 г. был пущен Ашинский лесохимический комбинат, оборудованный вагонными ретортами. Там перерабатывали сырой древесный уксус методом экстракции и получали в качестве товарных продуктов уксусную кислоту, метанол и растворители. В 1937 г. по этому же типу был построен крупный Сявский лесохимкомбинат.
Перед Великой Отечественной войной главные заводы сухой перегонки перерабатывали уже свыше 0,5 млн. м3 древесины в год. Значительно расширилось производство уксусной кислоты и древесной пирогенной смолы, что стало возможным после освоения метода извлечения этих продуктов из парогазовых смесей газогенераторных станций древесного питания. После Великой Отечественной войны промышленность сухой перегонки древесины была полностью восстановлена. Выстроен новый, Амзинский завод, оборудованный современной вертикальной циркуляционной ретортой. Начали работать заводы Закарпатской Украины.
О росте производства лесохимикатов за время 1940—1960 гг. можно судить из следующих цифр: выработка уксусной кислоты возросла в 2 раза, производство ацетатных растворителей в 9 раз, а выработка формалина в 14 раз.
В семилетнем плане предусмотрено увеличение производства древесного угля и уксусной кислоты в 2 раза, ацетатных растворителей в 3,1 раза. Для выполнения этого запланировано построить несколько заводов сухой перегонки в лесоизбыточных районах страны и организовать энергохимическое использование древесины на существующих предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Особое значение для пирогенетической промышленности приобретает технология древесных смол. Как показали работы советских химиков, древесные пирогенные смолы представляют собой ценнейшее сырье для получения термореактивных клеев, флотореагентов, понизителей вязкости, гербицидов, литейных крепителей и синтанов.
Очевидно, что при общемировом дефиците фенольного сырья и при наличии в СССР огромной массы древесных отходов производство смолы и выработка из нее разнообразных смолопро — дуктов одновременно с получением древесного угля и других ценных лесохимикатов определяет путь развития пирогенетиче — ского использования древесины на ближайшие годы.