Экономическая необходимость и проблемы использования низкотоварной древесины и отходов лесопереработки

По нашему убеждению, положительное решение вопросов эффектив­ного (прибыльного) использования низкотоварной древесины и отходов ле­сопереработки возможно на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта при тех внешних условиях, в которых находится лесной комплекс края. Но для того, что бы придать этому процессу массовый и необрати­мый характер предстоит решить целый комплекс проблем.

В конце марта 2003 года в Правительство Российской Федерации, в Государственную Думу и в администрацию Президента РФ была офици­ально представлена дискуссионная записка Всемирного банка, озаглавлен­ная «Реформы лесной политики в Российской Федерации».

В указанном документе отмечается, что российские леса привлекают все больше внимания заинтересованных сторон как внутри страны, так и за рубежом.

В этой связи, а также в ответ на запрос Правительства РФ, Всемир­ный банк подготовил дискуссионную записку, в которой представлен взгляд «со стороны» на основные направления существующей программы реформирования лесного комплекса в том виде, в каком она отражена в Основных направлениях развития лесной промышленности на 2003-2010 годы (утверждены в декабре 2002 года), в Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы (утверждена в январе 2003 года) и в ряде но­вых правовых инструментов, которые разрабатываются в настоящее время (в проекте новой редакции Лесного кодекса РФ, в проектах законов «О платежах за лесопользование» и «О договорах концессии»).

В основу представленной записки положены три взаимосвязанных идеи, которые по сути дают негативную оценку указанным выше уже ут­вержденным документам и являются своего рода «целеуказанием» для разрабатываемых законопроектов:

1) Необходимость усиления взаимосвязи между лесным хозяйст­вом, механизмами финансирования лесного хозяйства, государственными лесными институтами и лесной промышленностью. В записке отмечается, что недостаточное финансирование лесхозов обуславливает слабый кон­троль за соблюдением законодательства (незаконные лесозаготовки) и не­эффективное управление лесными ресурсами (чрезмерно интенсивные са­нитарные рубки). Однако, увеличение бюджетных ассигнований на госу­дарственные услуги во многом зависит от увеличения объема экономиче­ских выгод, которые леса дают стране (доходы, занятость), что, в свою очередь, требует применения эффективных механизмов определения стои­мости лесных прав (прозрачные конкурсные торги) и создания более бла­гоприятных основ, стимулирующих привлечение новых инвестиций (гаран­тированный долгосрочный доступ к лесам).

2) Совершенствование государственного управления имеет решаю­щее значение для обеспечения неистощительного использования лесов. Не­эффективное использование таких общих благ, как леса и лесные доходы, приводит к тому, что их вклад в национальную экономику намного меньше имеющегося потенциала, а страна теряет интерес к долгосрочному сохранению этих общих благ. Прежде всего, необходимо обеспечить чет­кое распределение ответственности, прав и обязанностей, упрощение про­цедур и устранение экономических перекосов и стремиться не к техниче­скому совершенству, а к прагматизму и простоте.

3) Внеотраслевые факторы, такие, как условия предприниматель­ства внутри страны, судебная и банковская системы, реформирование госу­дарственного сектора, социально-политические приоритеты и международ­ная рыночная конъюнктура, нередко имеют большее значение, чем техни­ческие аспекты лесоуправления. Российская программа реформирования лесного сектора должна соответствовать (по мнению авторов записки!) на­циональным ориентирам в области реформы государственного сектора и

Управления общими благами.

В принципе, чего-либо «сверх нового» указанные выше идеи не со­держат. Главное в них то, что они выражают озабоченность международ­ного сообщества положением дел в лесном комплексе России.

Также, как и один из выводов дискуссионной записки, в котором от­мечено, что новая система экономических стимулов в России, возникшая в результате либерализации торговли лесом, в сочетании с ослаблением ме­стного управленческого и административного потенциала (особенно на уровне лесхозов), неизбежно способствует широкому распространению не­законных рубок. Сверхнормативная рубка в более доступных участках леса ведет к экологической деградации лесных местообитаний и повышению риска полного исчезновения некоторых угрожаемых видов растений и жи­вотных. Если не будет найдено комплексное решение проблем лесной по­литики, то быстро растущие потребности рынка вполне могут обер­нуться социальным и экологическим бедствием.

Для Хабаровского края эта проблема приобретает все более зримые очертания.

В настоящее время объективной реальностью является экспортная на­правленность лесной отрасли края. При этом она становится все более за­висимой от прогрессирующего китайского рынка. Низкая требовательность китайских импортеров к качеству и сортировке круглых лесоматериалов, а не редко и направленные действия на поставку смеси сортов и сортимен­тов потенциально несут угрозу превращения края в сырьевой придаток се­веро-восточных провинций Китая. По итогам работы отрасли в 2002 году поставки в Китай уже превысили 60 % всех экспортных поставок лесома­териалов.

Практически, лесной рынок Китая стал реальным препятствием на пути развития перерабатывающих производств и комплексного использования лесных ресурсов в крае.

Преодоление этой негативной тенденции связано, прежде всего, с наращиванием усилий, включая административные методы воздействия, по развитию приоритетных для края перерабатывающих производств. Однако, ог­раниченность финансовых, ресурсных, кадровых и других возможностей пред­полагает их сосредоточение на потенциальных точках роста.

С этой целью в декабре 2001 года было принято постановление Гу­бернатора Хабаровского края «О создании основных деревообрабатываю­щих центров на территории Хабаровского края в 2002 — 2005 годах», в ко­тором предусмотрено создать:

— в г. Комсомольске-на-Амуре на базе ОАО «Комсомольский КЛПХ» производство по выпуску пиломатериалов, лущеного шпона, а затем боль — шеформатной фанеры;

— в г. Амурске на базе ПО «Амурмаш» (или бывшего ОАО «Амурск — бумпром») производство целлюлозы, картона коробчатого, мешочной и пис­чей бумаги, на базе ООО «Амурский ДОК» производство пиломатериалов, плит ДСП, в т. ч. ламинированных;

— в пос. Октябрьский Ванинского района на базе ОАО «Коппинский ЛПК» производство пиломатериалов, клеёной фанеры;

— в пос. Токи Ванинского района на базе ОАО «Ванинский лесопиль­ный завод» производство пиломатериалов;

— в пос. Березовый Солнечного района производство пиломатериалов;

— в пос. Хор района им. Лазо на базе ОАО «Хорский биохимический завод» производство газетной бумаги, на базе ОАО «Хорский ДОК» и ОАО «Исток» производство пиломатериалов, клеёных щитов, оконных бло­ков по евростандарту;

— в пос. Мухен и Сукпай района им. Лазо производство пиломатериа­лов.

По замыслу именно эти фактически реализованные проекты должны стать исходной базой формирования «лесопромышленных узлов» в крае и обеспечить максимальное использование древесного сырья. Далеко не крупные проекты в рамках страны, для края они являются достаточно ам­бициозными и трудными, поскольку требует дополнительных мероприятий в финансово-налоговой сфере и поиска инвесторов.

Предварительная стоимостная оценка перечисленных проектов пока­зывает, что их реализация потребует привлечения инвестиционных и заем­ных средств в ближайшие 3 — 5 лет свыше 1 млрд. $. Принимая во вни­мание ту идеологию развития лесной промышленности, которая заложена в разработанную Минпромнауки России концепцию, источниками финан­сирования краевых инвестиционных проектов могут стать только средства инвесторов. Однако, появление стратегических инвесторов в крае обуслав­ливается многими факторами, включая общий инвестиционный климат в стране, инвестиционный рейтинг края и инвестиционную привлекатель­ность лесного сектора региональной экономики в частности.

Период 1992 — 1998 гг. характеризовался постоянным спадом отечест­венных инвестиций в лесной комплекс края. Крайне низким оставался на про­тяжении этого периода и объем поступления иностранных инвестиций.

В 1999 году инвестиционная деятельность активизировалась как по про­мышленности в целом, так и в лесной отрасли. Это объясняется многими фак­торами, включая изменение курса доллара США и поступлениями значитель­ных иностранных инвестиций в предприятия компании "Римбунан Хиджау", выигравшей первый международный тендер на право освоения двух лесных участков в 1997 году. Инвестированные средства почти в полном размере (91 %) были направлены на решение проблем технической оснащенности пред­приятий, приобретения машин и оборудования для лесозаготовительных ра­бот.

В 2000 году вновь некоторый спад инвестиционной деятельности, а затем в 2001 и 2002 годах идет постепенное нарастание объема инвестиций.

Преобладающим источником инвестиций в 2001 году были собственные средства предприятий (45 %). Доля иностранных инвестиций составила 38 %, причем 69 % иностранных инвестиций были вложены в основной капитал. Это объясняется продолжением технического оснащения предприятий "Римбунан Хиджау" и модернизацией производства СП «Ванино-Тайрику».

В 2002 году ситуация вновь резко изменилась. Валовые инвестиции в ле­сопромышленный комплекс края составили 1 554,5 млн. р. Темп роста по отно­шению к 2001 году достиг 170 %. Доля иностранных инвестиций в общем объ­еме осталась прежней — 38%. Доля собственных источников уменьшилась до 31 %. Доля кредитов выросла в 2,4 раза — до 17 % против 7 % в 2001 году.

В связи с тем, что в общем объеме инвестиций в 2002 году почти половина (49 %) составляют инвестиции в оборотный капитал, темп роста реальных ин­вестиций (в основной капитал) составил всего 102,4 % к 2001 году.

В 2002 году доля средств, инвестированных в деревообрабатывающее про­изводство, уменьшилась до 11 % против 36 % в 2001 году.

Сопоставление структуры источников инвестиций в лесной отрасли за последние годы показывает явную нестабильность этого процесса. Его зависимость от того, удалось ли реализовать какой-либо проект или нет. Хотя считается, что лесная отрасль является одной из самых привлекательных отраслей промышленности для иностранных инвесторов.

Основной формой реализации прямых инвестиций являются совместные и иностранные предприятия и фирмы. Всего с 1995 года в лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия с зарубежным участием привлечено свы­ше 110 млн. долларов иностранных инвестиций. Однако из общей численности предприятий с иностранными инвестициями, созданных в лесном комплексе края, лишь около 1/3 занимаются переработкой древесины.

В целом анализ инвестиционного процесса в лесной отрасли края дает основание сделать следующие выводы:

А) одним из основных источников финансирования капитальных вложений являются собственные средства предприятий и организаций, кото­рые идут на замещение и обновление физически устаревшего оборудования;

Б) можно констатировать наличие в лесной отрасли края двух разнонаправленных тенденций инвестирования. Если отечественный капитал направляется в большей степени на воспроизводство основных фондов, то зарубежный капитал направляется, как правило, на пополнение оборотных средств, т. е. на сохранение существующего статус-кво в производственной сфере и на сохранение экспортно-сырьевой направленности развития лес­ной отрасли.

В экономике края в последнее время сложился ряд предпосылок для рос­та инвестиций: увеличивается объем промышленного производства, улучшает­ся финансовое положение и расширяется инвестиционный потенциал конку­рентоспособных предприятий, адаптировавшихся к изменению экономической конъюнктуры.

Для закрепления этих положительных тенденций и создания благо­приятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций краевой властью реализуется несколько направлений.

— Принята и реализуется Краевая инвестиционная программа. Действуют законы Хабаровского края — «Об инвестиционной деятельности» и «Об ин­новационной деятельности».

— Создан Инвестиционный совет при администрации Хабаровского края. Утверждено Положение об инвестиционном совете при администрации Хаба­ровского края и Положение о порядке проведения конкурсного отбора и экс­пертизы инвестиционных проектов, реализация которых требует государствен­ной поддержки администрации края.

— Созданы Консультативный Совет по иностранным инвестициям при главе администрации края и Агентство по привлечению инвестиций, целью которых является всесторонняя помощь инвесторам.

— Для обеспечения инвестиционной деятельности в крае создан залого­вый фонд, в состав которого входят государственные пакеты акций предпри­ятий и недвижимость, находящаяся в собственности края. Совершенствуется структура залогового фонда через обеспечение его активов высоко лик­видными объектами.

— В крае регулярно проводятся международные инвестиционные конфе­ренции, организуются зарубежные инвестиционные миссии, представители края участвуют в международных выставках инвестиционных проектов как в России, так и за рубежом.

Развивается деловая инфраструктура бизнеса.

Большое внимание в крае уделяется обеспечению государственных гарантий защиты иностранных инвестиций.

Вместе с тем развитию инвестиционных процессов, достижению устой­чиво высоких темпов роста инвестиций в основной капитал препятствует це­лый ряд объективных факторов, в том числе:

• отсутствие накоплений у большинства предприятий для производ­ственного развития;

• дефицит и дороговизна долгосрочных ресурсов у кредитных учре­ждений;

• неразвитость рыночных институтов, аккумулирующих сбережения и инвестирующих их в производство;

• низкая инвестиционная привлекательность российских предпри­ятий, высокие инвестиционные риски.

Все это создает серьезные проблемы в направлении содействия по­вышению эффективности и конкурентноспособности производства на базе ин­новационно-технологической модернизации лесной отрасли и требует поис­ка внутренних резервов развития.

В последние годы активно обсуждаются и изучаются процессы верти­кальной интеграции лесопромышленных предприятий. Цель такой интегра­ции заключается в достижении устойчивости обеспечения сырьем перера­батывающих производств, повышения загрузки существующих мощностей, снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности российской лесобумажной продукции.

Основу интеграции, как правило, составляют централизация финансо­вых потоков, сбытовой деятельности, материально-технического снабжения, а ее объектом — полный технологический цикл от лесозаготовок до реали­зации конечной продукции.

Примерами созданных вертикальных интегрированных структур (ВИС) в стране обычно называют ОАО «Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Онежский ЛДК», ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз», ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Соломбальский ЛДК», Мантуровский фанерный комбинат и ряд других. Их общей чертой является то, что созданы они на базе уже существо­вавших крупных, нередко многопрофильных, лесоперерабатывающих фирм, которые объединили вокруг себя монопродуктовые, а также уникальные производства, заложив в основу управления корпоративный метод.

Далеко не всё в деятельности созданных ВИС проходит «гладко», поскольку их лесозаготовительная составляющая зачастую превращена в своего рода «центры формирования затрат». Но, главную свою задачу — максимальное получение продукции и дохода с каждой единицы использован­ных лесных ресурсов они в той или иной степени решают.

По мере накопления капитала возникновение ВИС станет неизбежным и в Хабаровском крае. Но формирование будет проходить по иному (по отношению к указанным выше) пути, поскольку в крае отсутствуют в на­стоящее время крупные перерабатывающие производства, своего рода предприятия «лидеры».

Поэтому в крае предстоит, прежде, решить трудную проблему ук­рупнения в какой-либо форме 150-ти лесозаготовительных предприятий — арендаторов лесных участков со среднегодовыми объемами заготовки около 50 тыс. кубических метров. При том, что многие из руководителей мелких предприятий по своему менталитету не готово к объединению.

Перечисленный перечень проблем, которые предстоит решать в крае, превращает ВИС, как основу эффективного управления производственной деятельностью в достаточно отдаленную для Хабаровского края перспекти­ву и предполагает «постепенное взращивание» нового механизма управления на основе существующих управленческих структур в лесном комплексе края.

По нашему мнению прообразом ВИС в крае постепенно становятся холдинги ОАО «Дальлеспром» и ЗАО «Флора».

В условиях рыночной экономики главным инструментом управления дей­ствующими в лесном комплексе частными фирмами является наделение правом пользования лесными ресурсами. Сейчас происходит трансформация этого ин­струмента, т. к. уменьшается объем незанятых и относительно доступных лес­ных массивов. Поэтому на первый план в качестве инструмента выходит кон­троль использования арендных участков и перераспределение их в пользу эф­фективных лесопользователей.

Это серьезная проблема, решение которой предполагает комплексную оценку действующие предприятий, пересмотр договоров аренды, вплоть до полного их аннулирования, со всеми бесперспективными предприятиями, не осваивающими свои арендные участки, и последующую передачу участков в аренду на основе проектов, предусматривающих комплексное использование древесных ресурсов.

Необходимо также отметить, что в развитии лесной отрасли края за­кончился период высоких темпов увеличения объемных показателей. Сред­негодовые темпы наращивания объемов вывозки древесины, начиная с 1998 года, превышали 20 %. Естественно, что отрасль подошла к пределу своего экстенсивного развития. Начиная с 2003 года, темпы наращивания объемов вывозки не будут превышать 5 — 6 % ежегодно. И то при условии, что будет найдено удовлетворительное решение следующих про­блем, стоящих перед лесной отраслью края:

— проблема технического перевооружения и модернизации произ­водства;

— проблема экспорта лесоматериалов;

— проблема деконцентрации производства;

— проблема развития лесоперерабатывающих производств;

— проблема сокращения финансирования лесоустроительных работ из федерального бюджета.

Далеко не все они имеют быстрое решение. В тоже время, именно от оперативного реагирования на вновь возникающие трудности во многом зависит вектор дальнейшего развития отрасли по основным параметрам.

Но главное в том, что решение основных проблем лесного комплек­са края требует принятия неотложных мер прежде всего на федеральном уровне. Необходимо принять в новой редакции Лесной Кодекс РФ, а также ряд новых федеральных и краевых законов.

В рамках подзаконных нормативных актов необходимо найти реше­ние на уровне федерации таких проблем как:

— возмещение предприятиям лесной промышленности части затрат на уплату процентов по кредитам в российских банках для создания меж­сезонных запасов древесины, сырья и топлива в достаточных объемах;

— разработка дифференцированной системы железнодорожных та­рифов, обеспечивающих равновыгодность перевозок лесных грузов;

— разработка механизма долгосрочного ипотечного кредитования деревянного малоэтажного домостроения. Реализация только этого механизма позволила бы увеличить спрос на деревянные дома заводского изготовле­ния и, как следствие, стала стимулом для развития лесопиления и выпуска древесных плитных материалов;

— отмены импортных пошлин на инвестиционное оборудование, ввозимое для строительства предприятий ЛПК, прежде всего деревоперераба — тывающих и целлюлозно-бумажных;

— отмена или существенное снижение экспортных пошлин на полуфаб­рикаты и конечные продукты лесного комплекса;

— отмена экспортных пошлин на лесные продукты, произведенные из тонкомерной и малоценной древесины.

Тем не менее, поиск каждым из лесопользователей даже в сущест­вующих условиях хозяйствования экономически выгодных технологических решений по использованию низкотоварной древесины и отходов лесопере — работки станет первым шагом по поддержанию глобально значимых функ­ций дальневосточных лесов, таких как сохранение биоразнообразия, погло­щение углерода и регулирование водного стока.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить отзыв