Основными направлениями утилизации малоценной и низкокачественной древесины — вторичного сырья является использование его в виде технологической и топливной щепы. Технологическая щепа (ГОСТ 15815-83) предназначается для целлюлозно-бумажного и гидролизного производства, изготовления древесностружечных, древесноволокнистых и др. плит. Топливная щепа является основой (сырьем) топлива в энергетических установках для получения электрической энергии и тепла.
В связи с остановкой в Дальневосточном регионе производств "большой химии" потребность в технологической щепе в ближайшие годы не "просматривается", а транспортные расходы не позволяют отнести это направление сегодня к перспективным и прибыльным. В настоящем разделе рассматриваются общие принципы технологической цепочки производства топливной щепы — основного вида древесного промышленного топлива.
Под древесным топливом понимается топливо, производимое из малоценной и низкокачественной древесины, отходов рубок, включая пней, отходов рубок осветления и прореживания, кору, опилки, горбыль и др.
Виды топлива
Таблица 7
|
Древесное топливо делится на два вида:
— первичное, полученное на лесозаготовках;
— вторичное — древесное сырье, которое ранее использовалось в других це — лях(рейки, ящичная тара, отходы от строительства и др.).
По способу производства и форме древесное топливо может быть необла — гороженное и облагороженное.
К необлагороженному древесному топливу можно отнести: топливные дрова, топливную щепу, стружку, опилки, отходы после раскряжевки и лесопиления.
К облагороженному — топливные брикеты, таблетки, гранулы, пелетты, древесный порошок.
В описании приводится технология производства основного необлаго — роженного вида древесного топлива — топливной щепы (облагороженые виды топлива приводятся в технологии "Брикетирование").
Производство щепы. Улучшение использования древесной биомассы, вовлечение в переработку низкокачественной, малоценной древесины, порубочных остатков, отходов лесозаготовок и переработки древесины является весьма актуальной задачей. Часть сырья может быть использована без предварительной подготовки, другая — требует предварительного измельчения.
Для измельчения древесного сырья, производства щепы основным оборудованием являются рубильные машины.
В соответствии с видом сырья, подвергаемого рубке на щепу, разработаны различные рубильные машины, отличающиеся такими признаками, как мобильность, тип рабочего органа, вид и число используемого режущего инструмента, способ и направление подачи древесного сырья, форма загрузочных устройств, способ отбора щепы, вид энергии, используемой для привода рабочего органа.
По признаку мобильности рубильные машины делятся на стационарные и передвижные.
По схемам механизма резания рубильные машины можно разделить на три основных класса — дисковые, барабанные и конические.
В связи с тем, что древесное сырье, предназначенное для переработки на щепу, различается по размеру и качеству в широких пределах, применяются и соответствующие рубильные машины.
Для производства щепы из низкокачественной древесины (в круглом или колотом виде) в леспромхозах используют стационарные дисковые рубильные машины с наклонным патроном типа МРН-10, МРН-20, МРН-30,МРН-40-1.Эти машины входят в состав установок производства щепы (УПЩ).В связи с тем, что низкокачественное древесное сырье имеет значительный диаметр (комлевая часть хлыста),оно подвергается раскалыванию, чтобы снизить его размеры
До 200-300 мм. Для рубки древесины диаметром до 300 мм применяют машины типа МРН-40-1.
Для снижения трудозатрат при производстве щепы создана многорезцовая рубильная машина с горизонтальным патроном и наклонным диском, позволяющим рубить на щепу бревна и даже хлысты с максимальным диаметром до 800 мм. К таким машинам относится серийная рубильная машина типа МРР8-50ГН, с нижним выбросом щепы.
Барабанные рубильные машины типа ДУ-2АМ и ЛО-56 используют для производства щепы для древесностружечных и древесноволокнистых плит, а также для выработки топливной щепы.
Для измельчения различных отщепов, крупной щепы, коры и других древесных отходов применяются специальные рубильные машины — дезинтеграторы, измельчители, мельницы. Конструкции этих машин основаны на резании древесины (рубке), и тогда они схожи с дисковыми или барабанными машинами для рубки древесины, но со специальным патроном, оснащенным подающим механизмом, или на ударном воздействии (молотковые дробилки).
Имеется ряд отечественных и импортных передвижных рубильных машин для работы на лесосеке. Самоходная рубильная установка ЛО-63А создана на базе трактора ТБ-1 и предназначена для переработки на щепу тонкомерных деревьев, вершин, толстых веток в условиях лесосеки. Рубильная машина смонтирована на раме трактора, загрузку машины сырьем осуществляет манипулятор. Подачу сырья к диску машины производят приводные подающие вальцы. Нарубленная щепа через верхний выброс направляется через щепопровод в контейнер (автомобиль-щеповоз). Производительность рубильной машины
З
ЛО-63А составляет 10 м плотной массы при расчетном диаметре древесины 15 см. Мощность двигателя привода 61 кВт.
На базе безчокерной машины ЛП-18А создана самоходная рубильная установка ЛО-63Б, более мощная и производительная, чем ЛО-63А. Патрон и диск
ЛО-63Б позволяют перерабатывать на щепу древесину до 25 см. Прицепная рубильная установка УРП-1 предназначена для измельчения хлыстов, вершин, крупных веток. Диаметр сырья не должен превышать 30 см, а длина 20 м.
Установка включает базовый колесный трактор Т-150К (с гидроманипулятором) и прицепную рубильную машину (на одноосном прицепе). Рубильная машина имеет наклонный диск с двумя ножами, горизонтальный патрон с подающими валками, кожух с щепо-проводом для верхнего выброса щепы. Привод диска и валков осуществляется через кардан от распределительной коробки трактора. Производительность установки до 15 м плотной массы. Установка может работать на пункте погрузки лесоматериалов (верхний склад), где скапливается большое количество лесосечных отходов, на лесосеках, на лесовозных дорогах, на нижних складах и других местах скопления кусковых отходов древесины. Установка работает в паре с щеповозом или отсыпает щепу в контейнер.
Имеется целый ряд отечественных и импортных передвижных рубильных машин, имеющих в своем составе, как рубильную машину, так и съемный (или саморазгружающийся) контейнер, смонтированный на тракторе.
Стоимость дробления составляет значительную часть в затратах на производство щепы. В связи с этим большое значение имеет правильный выбор рубильной машины с точки зрения её производительности, лесхозяйственных требований и её стоимости.
При выборе типа рубильной машины необходимо учитывать следующие факторы:
• будет ли работать стационарная машина на лесном складе или на территории котельной;
• будет ли машина использоваться на местах погрузки, небольших складах или на лесосеке (вырубках);
• какой тип движителя следует использовать с учетом лесохозяйст — венных требований. Кроме рубильных машин в потоке могут быть установлены машины и механизмы для окорки древесины, колуны, устройства для сортировки щепы, средства для транспортировки сырья и щепы, механизмы для складирования, средства механизации и автоматизации процессов, учета и контроля продукции и др.
Производство щепы на лесосеке. Включение в состав основного технологического процесса лесозаготовок на рубках главного и промежуточного пользования подпроцесса производства технологической щепы различного назначения из малоценной древесины и вторичного сырья способствует улучшению использования лесосечного фонда.
Производство технологической (топливной) щепы на лесосеке и технологический процесс, система машин на заготовке древесины взаимосвязаны. Основные направления при этом следующие:
• Валка деревьев — бензомоторными пилами, тривлевка — трелевочными тракторами с сортировкой по диаметрам: крупномерные — к сучкорезной машине, тонкомерные к передвижной рубильной машине.
• Передвижная рубильная машина, продвигаясь вдоль штабеля тонкомерных деревьев, при помощи манипулятора захватывает деревья за вершинную часть и направляет их в рубильную машину для измельчения. Вырабатываемая щепа загружается в сменные контейнеры, которыми комплектуются автощеповозы, при этом щепа может быть использована для производства плитных материалов и в качестве древесного биотоплива.
• Тонкомерные деревья перерабатываются на щепу по вышеописанной технологии.
• Крупномерная малоценная древесина заготавливается следующим образом. Валка и раскряжевка деревьев на отрезки производится бензи — номоторной пилой; форвардером отрезки перемещаются к сучкорезно — окорочной машине; щепа производится на передвижной рубильной машине, впоследствии может быть использована на ЦБК или котельной.
• Разработка лесосеки производится в два приема. В первый прием заготавливается малоценная, мелкая и фаутная древесина, трелюемая к рубильной машине. На трелевке могут быть использованы малогабаритные трелевочные тракторы. Во второй прием заготавливаются оставшиеся деревья.
• Заготовка леса производится с подсортировкой, один из компонентов трелюется к рубильной машине, второй к сучкорезной.
• Производство щепы — на верхнем складе у сучкорезной машины. Щепа используется как биотопливо.
• Производство щепы на вырубках — из валов (куч), образовавшихся после очистки лесосеки.
Для производства щепы в условиях лесосеки в настоящее время могут быть использованы следующие технологические процессы и системы машин.
1. Валка и пакетирование тонкомерных деревьев — ЛП-17А;сбор и подвозка сырья к месту переработки на щепу — погрузочно-транспортная машина ЛТ-168; переработка сырья на щепу — передвижная рубильная машина — УРП-1; вывозка щепы — контейнерный автопоезд ТМ-12.
2. Сбор и подвозка лесосечных отходов к месту переработки на щепу — ЛТ-168;переработка лесосечных отходов на щепу — УРП-1; вывозка щепы — контейнерный автопоезд ТМ — 12.
Из зарубежных рубильных машин представляет интерес Еdsbg, производимой в Швеции. Рубильная машина монтируется на тракторе и приводится в действие через вал отбора мощности. Размер приемного окна 22×25 см. Подача сырья на загрузочный транспортер ручная. На диске установлено 4 ножа. Производительность 10-15 пл. м /час. Длина щепы по волокнам 5-12 мм.
Производство щепы на лесосеке имеет ряд недостатков:
— необходимость привлечения дополнительного числа рабочих для работы в лесу;
— влияние погодных условий;
— более высокие эксплуатационные расходы по сравнению с затратами на обслуживание стационарного оборудования.
Процесс производства щепы на лесосеке из малоценных пород, кустарника и отходов лесозаготовок должен органически вплетаться в существующие процессы лесозаготовок. Более эффективным является производство щепы на предприятиях, применяющих вывозку леса в хлыстах и на лесосеках, разрабатываемых без сохранения подроста.
При транспортировке щепы или порубочных остатков невозможно использовать полностью грузоподъемность транспортных средств. В процессе транспортировки груз уплотняется. В зависимости от расстояния перевозки и вида груза могут быть использованы несколько типов транспортных средств. На небольшие расстояния щепу и порубочные остатки можно перевозить трактором с прицепом, при дальних перевозках используются автомобили с прицепом. Объем груза зависит от типа машины, емкости кузова и прицепа.
Щепа характеризуется весьма разнообразными показателями в зависимости от влажности, породы, способа загрузки и т. д. Щепу учитывают в кубических метрах плотной массы. Средняя насыпная масса щепы принимается равной 0,3 т/мЗ.