Биотопливо: шаг вперёд с оглядкой в прошедшее.
Немногие современные автовладельцы, для которых запах бензина стал дороже (в прямом и переносном смысле) запахов парфюмерии знают о том, что создатели первых автомобилей разрабатывали свои модели конкретно для работы на биотопливе. Ещё в 19-м веке родоначальник южноамериканского автопрома — Генри Форд сконструировал автомашину, мотор которой работал на этаноле. Конструкторы руководствовались никак не заботой об экологии, они считали, что для движков внутреннего сгорания на техническом уровне и экономически выгодней использовать конкретно спирт (он же – этанол).
Но, бурное развитие в прошедшем столетии нефтяной индустрии, разработка новых больших месторождений углеводородов привело к удешевлению бензина, который практически на полста лет вытеснил этанол с топливного рынка, предоставив ему место в спиртных напитках, парфюмерии и медицине.
Исключительно в 80-х годах прошлого века, США вновь возвратились к активному развитию биоэнергетики.
Создание биотоплива — удел избранных.
Закономерно, что фаворитом по производству биотоплива и его более массово производимого вида – биоэтанола, являются США. Это вызвано не только лишь необходимостью понижения зависимости южноамериканского рынка от цены на нефть, сколько наличием соответственных ресурсных и денежных способностей.
Америкосы в развитии биотоплива пошли по пути «используй то, что под рукою…», выбрав в качестве сырья для производства этанола кукурузу, которая уже издавна и крепко вошла в их рацион питания. Отметим, что по показателям производства этой культуры США более чем вдвое обогнали собственного наиблежайшего соперника — Китай, возведя кукуруза в ранг «царицы полей».
Следует дать подабающее правительству Штатов, которое заинтриговало в изготовлении биотоплива больших и маленьких сельхозпроизводителей, массово увеличивающих посевные площади кукурузы и приобретавших оборудование для её переработки в этанол.
Этот энтузиазм американских фермеров к производству спирта полностью объясним, ведь власти щедро инвестировали программку по развитию биотоплива, оказывая помощь производителям в виде субсидий в размере 45-51 центов за галлон горючего.
Муниципальная поддержка производства биотоплива вызвала в США практически фермерский бум, сделав изготовка спирта очень прибыльным. И нехитро — ведь из одной тонны кукурузы можно получить более 108 л. этанола, за который правительство выплатит для тебя 55 баксов.
В конечном итоге, количество биозаводов в США превысило число нефтеперерабатывающих компаний, построенных за последние четверть века, а создание биотоплива достигнуло 45 миллиардов л.. При всем этом расходы правительства в виде субсидий и налоговых льгот производителям этанола составили около 6 миллиардов баксов раз в год.
Экология и биотопливо: «одно вылечиваем — другое калечим» ?
Внедрение биотоплива не так безобидно, — говорят противники его производства. По их воззрению, биоэтанол фактически не оказывает влияние на выхлопные газы автомобиля, зато является источником выбросов других ядовитых веществ – альдегидов (метаналя и ацетальдегида), наносящих вред экологии не меньше чем продукты нефтепереработки.
Нельзя сбрасывать со счетов и сельскохозяйственную составляющую. Общее создание кукурузы для её переработки в этанол, привело к повышению посевных площадей сырья для биотоплива на 60%. Форсированная эксплуатация земли не позволяет ей восстановиться естественным оковём, обезвоживая водоносный пласт. Ряд регионов США уже на данный момент ощутили трудности засухи.
Стремясь достигнуть сверхвысоких урожаев, крестьяне усиленно употребляют хим пестициды. В сельском хозяйстве США половина объёма всех гербицидов применяется конкретно для выкармливания кукурузы, загрязняя землю, воздух и воду.
Выбор меж завтраком и биотопливом.
На фоне фурроров США в развитии биотоплива, как гром посреди ясного неба прозвучал призыв генерального директора FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) Жозе Грациано да Силва к США и странам ЕС о полном отказе от использования кукурузы и масличных в качестве сырья для производства биотоплива.
По воззрению политика, рост глобальных цен на зерновые и, в целом на продовольствие, является следствием внедрения кукурузы для получения биотоплива. впрямую связан с внедрение кукурузы. За десятилетие её цена выросла более чем втрое.
И если в США, где половина урожая кукурузы направляется на создание этанола, подорожание на несколько центов за единицу продукта, не так трагично для кошелька среднего янки, то для обитателей развивающихся государств это может обернуться продовольственным кризисом.
По воззрению учёных, при сохранении тенденции использования кукурузы, пшеницы и сои не для еды, а в качестве сырья для биотоплива, к 2020 году создание сельхозпродукции может сократиться на 16%, а в развивающихся странах – на 20% в то время как объём употребления товаров питания раз в год возрастает и превосходит их создание.
Будущее биотоплива в США
Невзирая на долголетние исследования и миллиардные инвестиции, биотопливо на сегодня проигрывает рынок ископаемым углеводородам, показывая свою неконкурентоспособность.
По подсчётам профессионалов, чтоб обеспечить весь транспорт США кукурузным этанолом, нужно засеять кукурузой местность втрое превосходящую площадь самих США.
Может быть, это и явилось предпосылкой того, что Конгресс США закончил в 2011 году субсидирование био-программ, в итоге чего создание этанола в первый раз за десятилетие свалилось на 3млн. баррелей.
В текущее время, Штаты в поиске заменителя сырья для этанола из числа непищевых товаров. В качестве кандидатуры изучается вопрос получения этанола из водных растений, которые можно растить в пустыне и орошать солёной непитьевой водой, не затрагивая пахотные земли и сберегая ценную пресную воду.
Не считая того, рассматривается вопрос о подмене злаков, применяемых для производства этанола, на биомассу растений, отходы сельского и коммунального хозяйства, что делает сырьевую базу фактически неистощимой.
Но пока естественным остаётся тот факт, что поменять нефть на сегодня может только доступная нефть.