СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ДРЕВЕСНОЙ ЩЕПЫ

В 2003 г., Rohrmoser & Stampfer (сотрудники BOKU) исследовали и сопоставили издержки производства щепы из отходов лесозаготовки для 6 различных производственных систем в рамках проекта ELWOGUmsetzungRohstoffforschung. Калькуляции себестоимости осно­ваны на исследованиях производительности, проведенных в пунктах Тамсвег (Tamsweg), Монихкирхен (Monichkirchen), Клостернойбург (Klosterneuburg), Вильферсдорф (Wilfersdorf), Волькерсдорф (Wolkersdorf) и Айбисвальд (Eibiswald). Каждая из этих шести точек соот­ветствует отличной от других системе производства лесной щепы (см. Таблицу 6). Разли­чия в себестоимости между производственными системами были относительно невелики, причем разница между себестоимостью и рыночной ценой древесной щепы незначитель­на. Производственные издержки колеблются в пределах от приблизительно 12 евро/м3насып для системы, применяемой в Тамсвеге, до приблизительно 15 евро/м3насып для системы, применяемой в Айбисвальде (см. Рисунок 12).

В декабре 2003 г. BOKU испытал три технологии пакетирования отходов лесозаготовок в ходе полевых экспериментов в горных районах. Результаты этих испытаний были неуте­шительными. Производительность оказалась ниже ожидаемого уровня, а себестоимость щепы — существенно выше (около 16-23 евро/ м3насып), чем себестоимость для существую­щих систем производства щепы.

В 2006 г. BOKU сообщил о результатах дальнейших полевых испытаний по производству древесной щепы из лесосечных отходов, включавших 3 различных производственных ме­тода, во всех из которых был задействован специальный грузовик с измельчителем (Таб­лица 7). Сводные результаты этих полевых испытаний представлены на Рисунке 13 и Ри­сунке 14. Себестоимость варьируется в пределах от 12,5 евро/ м3насып для лиственных пород деревьев (метод 1) до 8,7 и 6,2 евро/ м3насып для хвойных пород (соответственно, метод 3 и метод 2). Заготовка отходов древесины хвойных пород обходится дешевле, так как не требует дополнительной предварительной транспортировки. Благодаря применяемым сис­темам заготовки древесины (трелевка деревьев), отходы оказываются уже вывезенными с делянки, и их только нужно забрать с придорожной площадки. Наиболее низкая себестои­мость достигается за счет применения специального грузовика с измельчителем, который оснащен погрузчиком с челюстным механизированным захватом (метод 2). Здесь, как и в случае других систем производства древесной щепы, исследованных BOKU, существует значительный потенциал для оптимизации.

Таблица 6. Описание полевых испытаний систем производства древесной щепы, проведенных BOKU, 2003 г.

Вариант, Месторасположение И описание древостоя

Описание системы производства древесной щепы

A — система производства в Айбисвальде — ель на кор­ню (круглая древесина)

Валка с применением цепной пилы двумя квалифицированными рабо­чими, заготовка деловой древесины без заготовки волоконной древе­сины и древесины 2-го сорта, без окорки остающейся части кроны, но с использованием ее в качестве биомассы, предварительное уплотнение и погрузка трактором, оснащенным краном, раздельная транспорти­ровка деловой древесины и топливной древесины трактором с краном и прицепом прямо на погрузочную площадку для топливной древесины с последующим измельчением при помощи мощной измельчительной машины на складе топливной древесины.

2 — система производства в Менихкирхене — ель, круг­лая древесина и древесина малого диаметра, стандарт­ное первое прореживание либо первая лесозаготовка в мелколесье

Валка с применением харвестера (лесозаготовительной машины), заготовка деловой древесины без заготовки волоконной древесины и древесины 2-го сорта, заготовка других видов древесины, которые при использовании «стандартной» системы заготовки древесины остаются на месте вырубки из-за малых размеров либо принадлежности к дру­гим породам, раздельная штабелевка деловой древесины и топливной древесины, раздельная транспортировка по местности деловой древе­сины и топливной древесины с применением форвардера, временное хранение на придорожной площадке, вывоз топливной древесины на ближайшую отопительную установку, измельчение при помощи мощ­ного измельчительного оборудования на котельной.

3 — система производства в Тамсвеге — ель, рубка глав­ного пользования, древеси­на большого диаметра

Валка ручными моторными пилами, вывоз трелевщиком в виде це­лых деревьев к лесной дороге, дальнейшая обработка машиной для обработки поваленных деревьев, «стандартная» заготовка деловой и волоконной древесины, транспортировка волоконной, второсортной древесины и других древесных отходов с площадки складирования на энергоустановку, измельчение при помощи мощного измельчительного оборудования на установке.

4 — система производства в Крамзахе — ель, рубка главного пользования, дре­весина большого диаметра

Валка ручными моторными пилами, подтаскивание лебедкой целых деревьев к лесной дороге, дальнейшая обработка машиной для обра­ботки поваленных деревьев, временное хранение древесных отходов (веток, частей кроны, других видов древесины), измельчение при помо­щи мощного измельчительного оборудования на придорожной площад­ке, дальнейшая транспортировка щепы контейнеровозом сразу после погрузки.

5 — система производства в Клостернойбурге — Ви-

Денфорвальд

Валка ручными моторными пилами без заготовки деловой древесины, без окорки, целое дерево используется на топливо, вывоз трелевщи­ком к лесной дороге, измельчение при помощи мощного измельчитель­ного оборудования, транспортировка к месту хранения.

6 — система производства в Волькерсдорфе — низ — колесье, плантации лещин — ника

Валка с применением «Zwickaggregat», предварительное уплотнение путем пакетирования, измельчение на месте при помощи мобильной измельчительной машины, погрузка в контейнеровоз, дальнейшая транспортировка в виде щепы на энергоустановку.

Источник: переведено из Rohrmoser & Stampfer, 2003 г.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ДРЕВЕСНОЙ ЩЕПЫ

Рисунок 12. Себестоимость производства лесной древесной щепы (евро/м3 насыпной древесины) на основании экспериментов в промышленных условиях на шести делянках в Австрии

Eibiswald

Wolkersdorf

Wilfersdorf

Klosterneuburg

Monichkirchen

Tamsweg

0 3 6 9 12 15

□ Aалка И Cаготовка □ Бзмельчение □ O? ainii? oe? iaea

Источник данных: Rohrmoser & Stampfer, 2003

Таблица 7. Описание полевых испытаний систем производства древесной щепы, проведенных BOKU, 2006 г.

Вариант и описание отходов

Описание системы производства древесной Щепы

Метод 1: отходы валки леса твердолиственных пород (кроны, ветки, обрезки древесины и дре­весина низкого качества)

Измельчение лесосечных отходов передвижной ру — бительной машиной в контейнеровоз с роллерным контейнером с крючковым автоматом подъема.

Метод 2: отходы валки хвойного леса (кроны, ветки и обрезки древесины)

Предварительная транспортировка лесосечных отходов грузовиком для деловых лесоматериалов, подача щепы из специального грузовика с измель­чителем в контейнеровоз, оснащенный погрузоч­ным краном с челюстным захватом.

Метод 3: отходы валки хвойного леса (кроны, ветки и обрезки древесины)

Аналогично варианту 2, но с использованием кон­тейнеровоза без челюстного погрузчика

Источник: переведено из Kanzian et al, 2006 г.

Рисунок 13. Себестоимость производства древесной щепы (евро/м3 насыпной) в зависимости от дальности транспортировки.

10 км

30 км

60 км

100 км

3.9

4.3

3.8

3.5

2.5

3.1

3.4

3.8

3.5

2.5

2.4

3.8

2.7

3.5

2.5

1.9

3.8

2.1

3.5

2.5

Предварительная транспортировка I | Измельчение ] Транспортировка

Примечания: Левая колонка — контейнеровоз для бестарной перевозки насыпного груза без крана (#3). Правая колонка — контейнеровоз для бестарной перевозки насыпного груза с кра­ном (#2).

Источник: Kanzian et al, 2006 г.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ДРЕВЕСНОЙ ЩЕПЫ

Рисунок 14. Себестоимость производства лесной древесной щепы (евро/м3 насыпной) при дальности транспортировки 30 км

Метод 3

Метод 2

Метод 1

0 2 4 6 8 10 12 14

]] Саготовка/ перевозка io еесу Ц Езмельчение Q C? ainii? oe? iaea

Источник данных: Kanzian et al, 2006 г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование записей временно отключено.