В 2003 г., Rohrmoser & Stampfer (сотрудники BOKU) исследовали и сопоставили издержки производства щепы из отходов лесозаготовки для 6 различных производственных систем в рамках проекта ELWOG—Umsetzung—Rohstoffforschung. Калькуляции себестоимости основаны на исследованиях производительности, проведенных в пунктах Тамсвег (Tamsweg), Монихкирхен (Monichkirchen), Клостернойбург (Klosterneuburg), Вильферсдорф (Wilfersdorf), Волькерсдорф (Wolkersdorf) и Айбисвальд (Eibiswald). Каждая из этих шести точек соответствует отличной от других системе производства лесной щепы (см. Таблицу 6). Различия в себестоимости между производственными системами были относительно невелики, причем разница между себестоимостью и рыночной ценой древесной щепы незначительна. Производственные издержки колеблются в пределах от приблизительно 12 евро/м3насып для системы, применяемой в Тамсвеге, до приблизительно 15 евро/м3насып для системы, применяемой в Айбисвальде (см. Рисунок 12).
В декабре 2003 г. BOKU испытал три технологии пакетирования отходов лесозаготовок в ходе полевых экспериментов в горных районах. Результаты этих испытаний были неутешительными. Производительность оказалась ниже ожидаемого уровня, а себестоимость щепы — существенно выше (около 16-23 евро/ м3насып), чем себестоимость для существующих систем производства щепы.
В 2006 г. BOKU сообщил о результатах дальнейших полевых испытаний по производству древесной щепы из лесосечных отходов, включавших 3 различных производственных метода, во всех из которых был задействован специальный грузовик с измельчителем (Таблица 7). Сводные результаты этих полевых испытаний представлены на Рисунке 13 и Рисунке 14. Себестоимость варьируется в пределах от 12,5 евро/ м3насып для лиственных пород деревьев (метод 1) до 8,7 и 6,2 евро/ м3насып для хвойных пород (соответственно, метод 3 и метод 2). Заготовка отходов древесины хвойных пород обходится дешевле, так как не требует дополнительной предварительной транспортировки. Благодаря применяемым системам заготовки древесины (трелевка деревьев), отходы оказываются уже вывезенными с делянки, и их только нужно забрать с придорожной площадки. Наиболее низкая себестоимость достигается за счет применения специального грузовика с измельчителем, который оснащен погрузчиком с челюстным механизированным захватом (метод 2). Здесь, как и в случае других систем производства древесной щепы, исследованных BOKU, существует значительный потенциал для оптимизации.
Таблица 6. Описание полевых испытаний систем производства древесной щепы, проведенных BOKU, 2003 г.
Вариант, Месторасположение И описание древостоя |
Описание системы производства древесной щепы |
A — система производства в Айбисвальде — ель на корню (круглая древесина) |
Валка с применением цепной пилы двумя квалифицированными рабочими, заготовка деловой древесины без заготовки волоконной древесины и древесины 2-го сорта, без окорки остающейся части кроны, но с использованием ее в качестве биомассы, предварительное уплотнение и погрузка трактором, оснащенным краном, раздельная транспортировка деловой древесины и топливной древесины трактором с краном и прицепом прямо на погрузочную площадку для топливной древесины с последующим измельчением при помощи мощной измельчительной машины на складе топливной древесины. |
2 — система производства в Менихкирхене — ель, круглая древесина и древесина малого диаметра, стандартное первое прореживание либо первая лесозаготовка в мелколесье |
Валка с применением харвестера (лесозаготовительной машины), заготовка деловой древесины без заготовки волоконной древесины и древесины 2-го сорта, заготовка других видов древесины, которые при использовании «стандартной» системы заготовки древесины остаются на месте вырубки из-за малых размеров либо принадлежности к другим породам, раздельная штабелевка деловой древесины и топливной древесины, раздельная транспортировка по местности деловой древесины и топливной древесины с применением форвардера, временное хранение на придорожной площадке, вывоз топливной древесины на ближайшую отопительную установку, измельчение при помощи мощного измельчительного оборудования на котельной. |
3 — система производства в Тамсвеге — ель, рубка главного пользования, древесина большого диаметра |
Валка ручными моторными пилами, вывоз трелевщиком в виде целых деревьев к лесной дороге, дальнейшая обработка машиной для обработки поваленных деревьев, «стандартная» заготовка деловой и волоконной древесины, транспортировка волоконной, второсортной древесины и других древесных отходов с площадки складирования на энергоустановку, измельчение при помощи мощного измельчительного оборудования на установке. |
4 — система производства в Крамзахе — ель, рубка главного пользования, древесина большого диаметра |
Валка ручными моторными пилами, подтаскивание лебедкой целых деревьев к лесной дороге, дальнейшая обработка машиной для обработки поваленных деревьев, временное хранение древесных отходов (веток, частей кроны, других видов древесины), измельчение при помощи мощного измельчительного оборудования на придорожной площадке, дальнейшая транспортировка щепы контейнеровозом сразу после погрузки. |
5 — система производства в Клостернойбурге — Ви- Денфорвальд |
Валка ручными моторными пилами без заготовки деловой древесины, без окорки, целое дерево используется на топливо, вывоз трелевщиком к лесной дороге, измельчение при помощи мощного измельчительного оборудования, транспортировка к месту хранения. |
6 — система производства в Волькерсдорфе — низ — колесье, плантации лещин — ника |
Валка с применением «Zwickaggregat», предварительное уплотнение путем пакетирования, измельчение на месте при помощи мобильной измельчительной машины, погрузка в контейнеровоз, дальнейшая транспортировка в виде щепы на энергоустановку. |
Источник: переведено из Rohrmoser & Stampfer, 2003 г.
Рисунок 12. Себестоимость производства лесной древесной щепы (евро/м3 насыпной древесины) на основании экспериментов в промышленных условиях на шести делянках в Австрии |
Eibiswald |
Wolkersdorf |
Wilfersdorf |
Klosterneuburg |
Monichkirchen |
Tamsweg |
0 3 6 9 12 15 |
□ Aалка И Cаготовка □ Бзмельчение □ O? ainii? oe? iaea
Источник данных: Rohrmoser & Stampfer, 2003
Таблица 7. Описание полевых испытаний систем производства древесной щепы, проведенных BOKU, 2006 г.
|
Источник: переведено из Kanzian et al, 2006 г.
Рисунок 13. Себестоимость производства древесной щепы (евро/м3 насыпной) в зависимости от дальности транспортировки.
10 км |
30 км |
60 км |
100 км
3.9 |
|
4.3 |
|
3.8 |
|
3.5 |
|
2.5 |
3.1 |
|
3.4 |
|
3.8 |
|
3.5 |
|
2.5 |
2.4 |
|
3.8 |
2.7 |
3.5 |
|
2.5 |
1.9 |
|
3.8 |
|
2.1 |
|
3.5 |
|
2.5 |
Предварительная транспортировка I | Измельчение ] Транспортировка
Примечания: Левая колонка — контейнеровоз для бестарной перевозки насыпного груза без крана (#3). Правая колонка — контейнеровоз для бестарной перевозки насыпного груза с краном (#2).
Источник: Kanzian et al, 2006 г.
Рисунок 14. Себестоимость производства лесной древесной щепы (евро/м3 насыпной) при дальности транспортировки 30 км |
Метод 3 |
Метод 2 |
Метод 1 |
0 2 4 6 8 10 12 14 |
]] Саготовка/ перевозка io еесу Ц Езмельчение Q C? ainii? oe? iaea
Источник данных: Kanzian et al, 2006 г.