НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ДРЕВЕСНОГО ТОПЛИВА
Со времени введения Схемы торговли выбросами Евросоюза (СТВ — European Union Emission Trading Scheme) в январе 2005 г. крупные электростанции и энергоемкие производства в ЕС обязаны постепенно сократить выбросы парниковых газов в течение двух последовательных периодов поэтапного выхода на заданные показатели (соответственно, 2005-2007 гг. и 2008-2012 гг.). В результате введения СТВ сокращение выбросов компанией-участником представляет собой экономический показатель. В соответствии с СТВ, совместное сжигание биомассы считается нейтральным с точки зрения выбросов углерода, и предприятие, осуществляющее сжигание либо совместное сжигание биомассы вместо ископаемых видов топлива, генерирует сокращения выбросов, которые можно продать на углеродном рынке (либо сохранить на случай, если компания будет испытывать нехватку углеродных кредитов).
Торговля выбросами повышает способность электростанций оплачивать древесное топливо, так как высокая цена разрешений на выбросы (ЕРВ — Европейское разрешение на выбросы) снижает конкурентоспособность ископаемых видов топлива, таких как торф и уголь (см. Таблицу 5). Если цена разрешений на выброс составляет 20 евро/т CO2, способность установки, работающей на торфе, оплачивать твердое биотопливо теоретичес
ки повышается на 7,6 евро/МВт*ч (допуская, что установка приспособлена для перехода на другой вид топлива). Эффект является линейным в отношении цены разрешений на выбросы. Это, разумеется, не влияет на платежеспособность электростанций, не включенных в схему СТВ.
Таблица 5. Влияние акцизных сборов в 2005 г. и цены разрешений на выбросы на конкурентоспособность различных видов топлива (в евро/МВт*ч)
Бид топлива |
Цена На топливо (евро/МБт*ч) |
Акцизный сбор и комиссионный Сбор за гарантию поставок |
Влияние цены Разрешений На выброс |
||
Производство Тепл. энергии |
Комбинированное Произв. тепл. И электр. энергии |
10 Евро/т CO2 |
20 Евро/т CO2 |
||
Древесина: древесная щепа |
12,0 |
0,0 |
-/- * |
0,0 |
0,0 |
Древесина: побочная продукция |
9,0 |
0,0 |
-/- * |
0,0 |
0,0 |
Древесина: агро-энергетика |
12,0 |
0,0 |
/ ** |
0,0 |
0,0 |
Торф |
8,5 |
0,0 |
0,0 |
3,8 |
7,6 |
Природный газ |
15,5 |
1,9 |
0,8 |
2/0 |
4/0 |
Уголь — побережье |
7,6 |
6,3 |
3,3 |
3,4 |
6,7 |
Уголь — внутри страны |
8,6 |
6,3 |
3,3 |
3,4 |
6,7 |
Мазут |
22,5 |
5,3 |
2,8 |
5,5 |
|
Дизельное топливо |
4,9 |
7,1 |
2,7 |
5,3 |
Примечания: *) При производстве электроэнергии выплачивается субсидия в размере 6,9 евро/МВт*ч за древесную лесную щепу и 4,2 евро/МВт*ч за другие виды древесного топлива **) Электроэнергия, выработанная из быстрорастущей древесины, субсидируется в размере 4,2 евро/МВт*ч.
Во втором полугодии первого года торговли выбросами цена разрешений на выбросы превысила 20 евро/т CO2. В результате СТВ оказала исключительное воздействие на рынок биомассы в Финляндии. Поставщики древесного топлива получили стимул поставить на рынок больше древесной щепы, так как появилась возможность заготовить щепу из древостоя, который ранее был нерентабельным. Возросшая способность оплачивать древесное топливо и увеличившиеся издержки на производство древесной щепы вели к повышению цен, в то время как рост предложения снижал цены. В итоге цена росла умеренными темпами. Таким образом, торговля выбросами способна повысить как объем предложения древесного топлива, так и цену на древесные топливные материалы.
Торговля выбросами также оказывает влияние на рынки древесного топлива путем усиления конкуренции между электростанциями и потребителями сырьевых материалов. По оценкам, спрос на древесные топливные материалы выше на электростанциях, входящих в систему торговли выбросами, чем на остающихся за ее пределами. Крупные компании лесной отрасли также могут самостоятельно обеспечить для себя поставки древесного топлива, что уменьшит объемы товарного древесного топлива. Это в особенности скажется на небольших муниципальных электростанциях, которые могут столкнуться с проблемами при закупке топливной древесины.
В 2005г., в начале периода торговли выбросами, средняя цена на древесное топливо увеличилась на 9 %. Согласно данным Финского лесного научно-исследовательского института (METLA), в 2005 г. средняя цена на древесную щепу для конечных потребителей возросла на 12% (до 11,1 евро/МВт*ч), а на побочную продукцию лесной промышленности — на 8% (до 8,0 евро/МВт*ч). Объем использования древесной щепы увеличился на 13 % и составил 5,2 ТВт*ч в 2005 г., в то время как объем использования побочной продукции лесной промышленности уменьшился на 10% и составил 19,6 ТВт*ч в связи с двухмесячной забастовкой в целлюлозно-бумажной промышленности.
Если цена разрешений на выброс останется высокой, цены на древесные топливные материалы, вероятно, продолжат неуклонно расти в связи с торговлей выбросами и повышением спроса. Поскольку роста предложения побочной продукции лесной промышленности не ожидается, потенциал роста для рынков твердого биотоплива зависит от поставок лесной древесной щепы.