Из лесосечных отходов рубок главного пользования
В то время как ископаемые виды топлива встречаются в виде крупных месторождений и их добыча сопряжена с неизменными производственными издержками, древесные топливные материалы размещаются на больших площадях, и для их получения требуется большое число лесных делянок. Технические условия на разных делянках существенно различаются, причем эти отличия отражаются на производительности и стоимости работ (Hakkila 2004).
Информация о затратах производства древесной щепы была недостаточно хорошо изучена. С точки зрения развития технологии это является недостатком. Влияние таких факторов, как характеристики лесосечных делянок и дальность транспортировки, следует изучать для (Hakkila 2004):
• Определения наиболее предпочтительных древостоев для производства щепы.
• Оценки стоимости в зависимости от возрастания спроса на щепу или от ужесточения требований к качеству топлива.
• Определения ключевых проблем при разработке машин и методик.
• Сбор базовой информации, необходимой для распорядителей, которые распределяют субсидии для производителей древесной щепы.
Korpilahti (2000, 2001) рассчитал затраты на заготовку щепы из древесных отходов для четырех основных методов, применяемых в Финляндии (Таблица 3). Расчеты основаны на данных проведенных им исследований.
Наиболее экономичным производственным способом заготовки щепы из древесных отходов является измельчение на электростанции. Затраты на производство щепы на электростанции с применением данного метода составили 8,19 евро/МВт*ч с учетом перевозки дорожным транспортом на расстояние 80 км. Данный метод применяется на нескольких электростанциях в Финляндии. При использовании этого метода издержки на автомобильные перевозки можно снизить за счет увеличения полезной грузоподъемности грузового транспорта. Это возможно осуществить путем уплотнения древесных отходов в кузове грузовика (Korpilahti 2000, 2001).
Затраты на производство щепы из древесных отходов с применением технологической Цепочки измельчения на придорожной площадке составили 8,44 евро/МВт*ч. Это всего на 3% дороже, чем вариант с измельчением на электростанции. Данная производственная цепочка является основной в Финляндии. Многое зависит от эффективности машины для измельчения щепы и других задержек на месте погрузки (Korpilahti 2000, 2001).
При использовании производственной цепочки с применением пакетирования затраты на производство составили 9,09 евро/МВт*ч. Это на 10% дороже, чем первый способ. Технология пакетирования была разработана недавно и применяется в Финляндии всего несколько лет. Таким образом, существует множество возможностей для ее дальнейшего развития, особенно в отношении эффективности машины для упаковывания в пачки и грузового транспорта (Korpilahti 2000). Экономические показатели пакетирования улучшаются с увеличением дальности перевозки (Korpilahti 2001).
Наиболее дорогостоящей производственной цепочкой заготовки древесных отходов оказалось измельчение по месту вырубки. Стоимость заготовительных работ с применением данного метода была на 37% выше, чем в случае измельчения на электростанции, и составила 11,25 евро/МВт*ч (Korpilahti 2000, 2001). Это метод в некоторой степени применяется в Финляндии.
Таблица 3. Стоимость четырех производственных цепочек заготовки древесных отходов (евро /МВт*ч; Korpilahti 2001)
|
Примечания: Пакет означает заготовительную цепочку с применением пакетирования, Щепа По месту вырубки означает технологическую цепочку с измельчением по месту вырубки, Щепа на придорожн. площадке — технологическую цепочку с измельчением на придорожной площадке и Щепа на электрост. — заготовительную цепочку с измельчением на электростанции. 1-ый показатель для измельчения по месту вырубки включает как измельчение древесных отходов, так и перевозку щепы по пересеченной местности. 2-ой показатель для измельчения по месту вырубки базируется на дорожных перевозках с использованием сменных контейнеров.