«.Не будем говорить здесь о пользе и удобствах в полицейском отношении от общего газового освещения города, сошлемся только на то неприятное и грустное впечатление, которое ощущается каждым, при переходе в Санкт-Петербурге из улицы газом освещенной, в
Улицу в которой мрачный и бледный огонь городских фонарей не разгоняет мрака и на пять шагов; картина великолепия и пышности возле нищеты и экономических неосновательных и неверных расчётов…»
Из обращения учредителей «Общества для освещения газом Санкт-Петербурга» к Министру внутренних дел Российской Империи Л. А. Перовскому
Из представленного в 1831 г. в Городскую Думу Санкт-Петербурга отчёта «Сведения о количестве газовых фонарей» следовало, что на улицах столицы имелось в наличии всего несколько десятков газовых светильников (вместо обещанных 12 лет назад 6000; см. Гл. 4).
А 4 марта 1832 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» (чуть позже также и в «Московских ведомостях») было официально объявлено о прекращении срока привилегии выданной 10 лет назад Гриффиту и Кларку, что означало и фактическую ликвидацию «Российской компании газового освещения».
Однако жизнь долго не стоит на месте.
И в том же 1832 г. курский купец Ф. А. Семёнов получил известность как изобретатель «.лампады с водотворным газом для зажигания свечи во всякое время.».
А ещё через 2 года, 14 декабря 1834 года уже другой Российский Император Николай I (годы жизни 1796 — 1855; «в должности Императора» с 1825 г. по 1855 г.) Высочайше утвердил план городского газового освещения, включавший в себя часть Санкт-Петербурга, находившуюся по правую сторону Фонтанки (см. Рис. 5.1), между Невским и Вознесенским проспектами, а 15 февраля 1835 года — и устав новой российской акционерной газовой компании, получившей название «ОБщество для освещения Санкт-Петербурга газом».
Эта компания имела не в пример лучшую судьбу, и именно с созданием «Общество для освещения Санкт-Петербурга газом» (а не с работами П. Г. Соболевского и деятельностью её предшественницы «Рос — сий-ской компании газового освещения») многие историки связывают начало формирования полноценной российской газовой отрасли.
Рис. 5.1 Мост через реку Фонтанку, соединяющий Безымянный остров и Летний сад в Санкт-Петербурге |
Инициаторами создания данной компании стали нотариус Писаговский, механики Рейхенбах и Штраус, направившие летом 1834 года соответствующее прощение на имя петербургского генерал-губернатора, графа П. К. Эссена (несколько позднее в число учредителей вошёл генерал-майор Г. И. Бет- тихер). Из представленных ими расчётов следовало, что на осуществленную в 1833 г. замену 3300 масляных фонарей на левобережье Невы было потрачено 180731 руб., в то время как для установки аналогичного количества газовых фонарей потребуется 168880 руб. Плюс не подлежащая пока точным подсчётам сумма, необходимая для устройства «газопроводных трубок», которая, впрочем, вполне компенсировалась экономией на обслуживании и горючих материалах.
Расчёты показались Эссену вполне убедительными. Докладную по данному вопросу он направил Николаю I, а сам проект, как «заслуживающий внимания» — в Министерство внутренних дел, где этот документ подвергся всестороннему и тщательному рассмотрению.
В составленной 20 сентября 1834 года для главы МВД и будущего (1855 г.) президента Академии наук Д. Н. Блудова справке подробно рассматривалась история «Российской компании газового освещения» и особенно проблема безопасности газового производства.
В своём письменном докладе, предназначенном для рассмотрения на заседании Комитета министров, состоявшемся 30 октября, глава МВД отметил: «.я нахожу, что хотя первый опыт устройства здесь заведения для приготовления газа на освещение и не достиг успеха, по случаю пожара, происшедшего от воспламенения вокруг газохранительного колокола, но событие сие произошло от причин случайных и могло быть предотвращено при надлежащей внимательности, осторожности и умении обращаться с производством газа… Доказательством сему может служить распространение газоосвещения в Лондоне, Берлине и других городах, где освещаются посредством оного разные общественные здания, заведения и места, и где до сих пор, как известно, не слышно никаких жалоб на неудобство, напротив, оное, представляя важные выгоды пред другими способами, служит сверх того источником полезной предприимчивости и распространяется более и более…».
По итогам данного заседания Комитета министров в Полном своде законов Российской Империи появилось положение «Об освещении С. Петербурга посредством газа». В нём, в частности, указывалось «. Дозволить учреждение компании на основаниях в проекте предложенных, предоставляя ей ныне же право, в одну из городских частей по левую сторону Невы, приступить к введению освещения, по устроению, с разрешения Военного генерал — губернатора, на приобретённом ею за городом газометре…». При этом также отмечалось, что «. огонь газового освещения, по устройству своему, весьма безопасен и должен служить к уменьшению пожарных случаев.».
Император Николай I данное «.положение Комитета утвердить соизволил...».
По-прежнему волновал правительственные структуры вопрос сбережения лесов, и на состоявшемся 2 октября 1834 г. заседании Совета МВД было озвучено мнение о том, что отказ от использования древесины и древесного угля должен являться одним из условий обязательных для будущей газовой компании.
5 марта 1835 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано объявление об условиях продажи акций «Обществом для освещения Санкт-Петербурга газом», а через
Три недели то же периодическое издание сообщило, «.что все выпущенные Обществом 7500 акций, для составления потребного капитала в 1500000 рублей в короткое время Были разобраны.».
28 марта состоялось общее собрание акционеров Общества, на котором было избрано Главное правление из пяти директоров в составе генерал-майора Г. И. Беттихера, князя Н. В.Всеволожского, действительного статского советника Веймарна, купцов Пирлинга И Андерсона. Кандидатами в состав Правления стали статский советник Михельсон, купцы Брюкснер и Цургаузен. Расположилось Правление по адресу: улица Гороховая, дом 45 (ныне на этой улице располагается ООО «ПетербургГаз»; см. Рис. 5.2).
Рис. 5.2 Дом 63/2 на улице Гороховой — центральный офис ООО «ПетербургГаз» |
В качестве конденсированных топлив — сырья для последующего производства светильного газа — Общество предполагало наряду с каменным углём использовать разнообразные масла, смолы, дёготь, сало и прочую биомассу, но фактически использовало только привозной уголь из английского города Кардиффа.
Одновременно с созданием данного Общества Городской Думой был утверждён проект инженера Жадовского «Об освещении одним и тем же газом комнат и улиц и уничтожения копоти и запаха газового освещения», ставший своего рода ориентиром при решении основных технологических вопросов.
В 1835 году по дороге в Москву Николай I завернул в Колпино на Адмиралтейские Ижорские заводы (см. Рис. 5.3).
Начальник заводов инженер-генерал А. Я. Вильсон, вдохновившись монаршей милостью и «…Высочайшим благоволением…», вскоре после этого подготовил план очередной реконструкции Ижорских заводов, который, наряду с другими проектами, предусматривал и строительство завода для выработки искусственного горючего газа. Со временем, производимый на нём газ, начал использоваться не только в промышленных целях, но и для освещения заводских жилых посёлков.
В том же 1835 году в Санкт — Петербурге вышла брошюра известного химика, академика Г. И. Гесса «Краткое описание способов освещения газом», где, в частности, была подробно описана малогабаритная высокопроизводительная установка русского военного инженера Петра Базена как возможная альтернатива громоздким газовым заводам.
25 июня 1836 года французы Дидье и Друанье приобрели привилегию на приборы для перевозки и сжигания несжатого светильного газа, что дало им основание обратиться с прошением о создании собственного предприятия, которому предстояло действовать на территории, как Петербургской губернии, так и города Санкт-Петербурга.
Своё прошение французы подали ни в министерство внутренних дел, а в министерство финансов, откуда, после изучения вопроса, оно было представлено, причём ни в Комитет министров, а в Государственный совет. Таким образом, образовался ещё один путь получения привилегий для газовых компаний, что нарушало установленное ранее монопольное положение в российской столице «Общества для освещения Санкт-Петербурга газом».
Возникшее противоречие обратило на себя внимание знаменитого шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа, который поведал о нём Николаю I. Его Императорское Величество встало на защиту интересов потребителей и допустило здоровую конкуренцию в газовой сфере (в России начала XXI века отношение «либеральных» властей к данному вопросу несколько отличается от «реакционного царского режима».). 1 декабря 1836 г. Императором было подписано соответствующее постановление, подготовленное министром финансов, графом Е. Ф. Канкрином. В результате было разрешено учредить компанию под названием «Товарищество для освещения переносным и несжатым газом» и выдать ему привилегию сроком на 10 лет.
В том же 1836 году механик Меркулов разработал свою конструкцию газогенераторной печи, названной им «огнеоборотная печь». Она впервые в России обеспечивала получение искусственных горючих газов путём безостановочной газификации твёрдого топлива. Эта газогенераторная печь наряду с аналогичными конструкциями европейских инженеров того времени стала прообразом современных газогенераторов.
Рис. 5.3 План Адмиралтейских Ижорских заводов, Высочайше утверждённый в 1803 году |
7 января 1837 года был опубликован Указ Николая I о создании «Товарищества для освещения переносным и несжатым газом».
Справедливости ради нужно заметить, что особых успехов компания Дидье и Друанье Так и не добилась, фактически прекратив своё существование еще до окончания 10-летнего срока привилегии.
В 1837 г. началось научное исследование прибалтийских горючих сланцев. Академик Г. П. Гельмерсен по поручению Санкт-Петербургского Вольного Экономического общества произвёл первую геологическую разведку месторождения прибалтийских горючих сланцев и провёл первые эксперименты со сланцами с целью получить их них горючее масло.
В том же году горный инженер Н. И. Воскобойников сооружает свой нефтеперегонный завод на Апшеронском полуострове. На этом заводе впервые в мире была применена перегонка нефти вместе с водяным паром, а нефть подогревалась при помощи природного газа. Эти методы будут широко использоваться в будущем, спустя многие годы после смерти Вос — кобойникова.
Во второй половине 1830-х годов «Обществом для освещения Санкт-Петербурга газом» был возведён деревянный мост, предназначенный для переброски газовых труб от газового завода через Обводной канал. Позднее он был назван «Газовым мостом». В настоящее время под этим именем в Северной столице функционирует металлический однопролетный мост на железобетонных устоях, построенный в 1984 г. (см. Рис. 5.4).
Длина этого мостового сооружения составляет 30,7 метров, а ширина — всего 3 метра.
30 августа 1839 г. началась эксплуатация газового завода «Общества для освещения Санкт-Петербурга газом» производительностью 4,5 млн. м светильного газа в год. Завод располагался у старой Московской заставы в районе Обводного канала и представлял собой длинное прямоугольное сооружение (архитектор А. М. Болотов), в котором размещалось шесть цилиндрических кирпичных газгольдеров (каждый диаметром 12,3 м).
Светильный газ добывался из каменного угля сухой перегонкой, т. е. нагревом топлива без доступа воздуха, в построенных для этой цели огромных печах (газогенераторах), в каждой из которых было по семь реторт. Когда реторты наполнялись, их закрывали крышками и замазывали глиной. Далее приступали к топке: уголь раскалялся и выделял газ, смолу и кокс. Газ и смола по трубам поступали в холодильник, т. е. в трубы, опущенные в емкости с водой.
Проходя по ним, газ охлаждался, и при этом из него конденсировались примешанные к нему масла, которые стекали в особый приемник. Далее газ поступал в очистительное отделение. Здесь в цилиндрах на решетках был уложен хворост. Газ входил в цилиндр снизу, а сверху на решетку падала струя воды, которая разбивалась на мелкие капли, и, встречаясь с газом, поглощала из газа растворенные в нем вещества (полученная после такого промывания вода содержала много аммиака, и из нее добывался нашатырный спирт). Для окончательной очистки газ из цилиндров направляли по трубам в особо устроенные деревянные ящики, в которых он проходил через слой железной руды, смешанной с древесными опилками. Добытый таким способом светильный газ сохраняли в больших железных резервуарах, опущенных одним концом в воду. И чем больше газа находилось в резервуаре, тем выше он поднимался из воды.
Рис. 5.4 Современный Газовый мост в Санкт-Петербурге |
Магистрали, отходившие от газового завода, представляли собой чугунные газопроводы диаметром 600-900 мм, причем давление в них регулировалось непосредственно с предприятия. Под каждым раструбным соединением в местах стыка чугунных труб делался приямок глубиной 0,2-0,3 метра, причем делался он таким образом, чтобы 2/3 его длины находилось перед раструбом. Для повышения герметичности раструбного соединения проводи-
Год/место рождения |
1965/Курганская область |
Курганский машиностроительный институт, г. Курган, автотракторный факультет, кафедра «Многоцелевые колесные и гусеничные машины», инженер-механик (1988 г.); Образование Московский автомобильно-дорожный институт — технический университет, г. Москва, конструк — торско-механический факультет, кафедра «Тягачи и амфибийные машины», кандидат технических наук (1997 г.) |
Место работы/ занимаемая должность |
ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», г. Москва/главный конструктор оборудования газификации твёрдых топлив; ООО «БиоРЕКС», г. Москва/заместитель главного конструктора (по совместительству)
Основной круг научных интересов |
Газификация конденсированных (твёрдых и жидких) топлив, альтернативная энергетика, возобновляемые источники энергии, бронированные и амфибийные машины, системный подход к созданию новых и модернизации существующих образцов техники
22 (8 — в 1990-х годах — на тему бронированных Публикации амфибийных машин; 14 — в 2010-2011 гг. — на тему газификации конденсированных топлив)