Сейчас биомасса как горючее уверенно занимает 4-ое место в мире по объемам производства и употребления энергии. Ее толика в общей поставке первичной энергии добивается 10%. Фактический уровень производства электронной энергии из ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и биомассы в странах ЕС-27 приведен в табл. 1. На начало 2011 года толика ВИЭ в общем производстве электронной энергии составляла 21%, в то время как из биомассы было произведено 3,7% от общего производства электроэнергии.
Главным сырьем при производстве электроэнергии из биомассы является жесткая биомасса — 60%, биогаз — 25% и ТБО — 15% (рис. 1).
Рассредотачивание общей установленной мощности электрогенерации на биомассе приведено в табл. 2. Большая установленная мощность в ЕС на древесной породе — порядка 15 ГВт, на биогазе — около 6 ГВт, на ТБО — около 6 ГВт, на промышленных отходах — 0,6 ГВт.
Беря во внимание опыт прошлых лет, перспективы и потенциал развития ВИЭ, Европейская Комиссия предсказывает предстоящий рост толики ВИЭ в производстве энергии как до 2030 года, так и до 2050 года. Одним из сценариев более насыщенного развития ВИЭ рассматривается возможность роста ее толики до 75% конечного употребления энергии до 2050 года.
На сей день все страны ЕС имеют план действий по биомассе как составляющую государственного плана действий по ВИЭ. Основная часть государств ЕС-27 имеет намерения прирастить долю ВИЭ в производстве электронной энергии до уровня 20-30% в т.ч. значительную часть этого из биомассы. Общий прогноз употребления ВИЭ и БМ в ЕС-27 на период до 2030 года приведен в табл. 3. Объем производства электронной энергии из ВИЭ в ЕС планируется прирастить с 21% до 66%, а долю БМ — прирастить более чем в 2 раза и поднять до уровня 8% в 2030 году.
Национальные планы действий по развитию ВИЭ содержат надлежащие прогнозы роста установленной мощности и производства электронной энергии в 2020 г. (табл. 4).
Посреди главных устройств стимулирования развития биоэнергетики в странах ЕС, и а именно производства электронной энергии, необходимо подчеркнуть: рыночные цены и дополнительные налоги на ископаемые горючего, стимулирующие «зеленоватые» тарифы и «зеленоватые» сертификаты на электроэнергию из ВИЭ, муниципальная поддержка, субсидии на оборудование, высочайшие муниципальные цели и действующая муниципальная политика по развитию ВИЭ.
Развитие производства электроэнергии из биомассы в Украине
Украина является энергозависимым государством и обеспечивает собственные нужды в энергетических ресурсах только на 60,9%, энергоемкость ВВП Украины в 2,6 раз превосходит характеристики продвинутых стран.
Предложенные в проекте освеженной Энергетической стратегии до 2030 года направления развития различных секторов энергетики Украины в значимой мере не отвечают тенденциям развития возобновляемой энергетики и биоэнергетики государств ЕС. Цели по производству электроэнергии из биомассы значительно занижены. Планируется, что в 2030 году объем производства электроэнергии из биомассы составит всего 2,4% от общей генерации электроэнергии из ВИЭ либо 0,1% от всей генерации электроэнергии в Украине (табл. 3).
Украина обладает огромным потенциалом биомассы, доступной для производства энергии. Основными составляющими этого потенциала являются отходы сельского хозяйства, отходы древесной породы, а в перспективе — энерго культуры, возделывание которых начало интенсивно развиваться последние годы.
На начало 2013 года общая установленная электронная мощность объектов электрогенерации, присоединенных к ОЭС (объединенным энергетическим системам), в Украине составляла 53,777 ГВт, в т.ч. из ВИЭ около 670 МВт: ВЭС — 262,8 МВт, СЭС — 317 МВт, МГЭС, 78,1 МВт, ТЭС/ТЭЦ на биомассе — 9,9 МВт. По состоянию на май 2013 года установленная электронная мощность объектов ВИЭ возросла до 741,9 МВт, в т.ч. на биомассе — 6,2 МВт и на биогазе — 3,78 МВт.
В мае 2013 года полное количество объектов электрогенерации из ВИЭ, присоединенных к электронным сетям и получивших «зеленоватый» тариф, составило 145 и из их только 3 объекта употребляют биомассу в качестве горючего и только одна когенерационная установка на биогазе.
На данный момент механизмы стимулирования и развития сектора ВИЭ Украины вообщем и биоэнергетики а именно, можно поделить на такие категории: таможенные льготы — освобождение от таможенного налогообложения; налоговые льготы; стимулирующие механизмы, такие как «зеленоватый» тариф на электроэнергию, произведенную из ВИЭ; стратегии развития, муниципальные программки и др.
Необходимо подчеркнуть, что в данное время, невзирая на имеющиеся механизмы стимулирования развития биоэнергетики, пользоваться на практике предложенными льготами почти всегда не представляется вероятным. Это вызвано непрозрачностью процедур, выборочным подходом к проектам и их обладателям, что делает дополнительные барьеры для широкого внедрения биоэнергетического оборудования в Украине.
Имеющиеся барьеры развития электрогенерации из биомассы в Украине
Основной механизм стимулирования производства электроэнергии из биомассы в Украине — «зеленоватый» тариф — на практике не действует, в основном из-за новых положений, введенных Законом Украины «О внесении конфигураций в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно стимулирования производства электроэнергии из других источников энергии» (№ 5485-VI от 20.11.2012). Главные барьеры:
- Неточное определение термина «биомасса»
- Неоправданно маленький коэффициент «зеленоватого» тарифа для электроэнергии из биогаза
- Безосновательные требования относительно толики местной составляющей оборудования, материалов и услуг в общей цены проектов
- Терминологические ошибки в описании главных частей оборудования для объектов электроэнергетики, которые употребляют энергию биомассы и биогаза
- Дискриминационный подход к биогазовым установкам, которые введены в эксплуатацию до 01.04.2013
- Отсутствие «зеленоватого» тарифа для электроэнергии, которая делается из бытовых отходов
- Отсутствие «зеленоватого» тарифа для электроэнергии, которая делается при совместном сжигании биомассы с ископаемыми топливами
- Отсутствие муниципальных субсидий и лизинговых устройств для покупателей биоэнергетического оборудования
- Отсутствие действующей гос программки по развитию биоэнергетики
- Способности сектора биоэнергетики практически проигнорированы при разработке проекта освеженной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.
- Сложность внедрения налоговых и таможенных льгот.
Предложения БАУ относительно преодоления вышеупомянутых барьеров касаются конфигураций в соответственных Законах Украины, а именно:
- Определение термина «биомасса» должно отвечать мировой и европейской практике по этому вопросу и включать не только лишь отходы органического происхождения, да и продукты, также остатки лесного и сельского хозяйства.
- Установить коэффициент «зеленоватого» тарифа для электроэнергии, произведенной из биогаза, на уровне 3,0 для биогаза из сырья сельскохозяйственного происхождения, и 2,7 для всех других видов биогаза.
- Отменить требования относительно толики местной составляющей для проектов, которые претендуют на получение «зеленоватого» тарифа на электроэнергию из биомассы и биогаза.
- Аннулировать дискриминационный подход ко всем установкам и объектам электроэнергетики, которые введены в эксплуатацию до 01.04.2013 года.
- Установить коэффициент «зеленоватого» тарифа для электроэнергии, произведенной из бытовых отходов, как минимум на уровне 3,0.
- Установить коэффициент «зеленоватого» тарифа для электроэнергии, которая делается из биомассы при ее совместном сжигании с ископаемыми топливами, как минимум на уровне 1,9.
- Организовать на муниципальном уровне процесс субсидирования покупки биоэнергетического оборудования в размере 20…30% его цены.
- Приготовить и утвердить на правительственном уровне план действий относительно развития биоэнергетики по методологии Европейской Комиссии.
- Установить адекватные цели по развитию биоэнергетики, а именно в освеженной Энергетической стратегии Украины до 2030 г. (табл. 5).
- Создать и утвердить эталоны для различных типов жестких биотоплив, также программки стимулирования инвестиций в инфраструктуру по заготовке, хранению и поставке биотоплив.
- Упростить функцию получения налоговых и таможенных льгот, повысить прозрачность и уменьшить время на принятие решений по данному вопросу.
Концепция развития сектора производства электроэнергии из биомассы в Украине
На сей день в Украине разработаны несколько документов, направленных на развитие производства электронной энергии из ВИЭ и биомассы. Но статус этих документов, поставленные цели и источники финансирования не обеспечивают единую муниципальную стратегию развития возобновляемой энергетики, в том числе не обеспечивают заслуги поставленных целей.
Потому появилась острая необходимость в разработке концепции «Внедрение использования биомассы на ТЭС, ТЭЦ и когенерационных станциях в Украине» (в предстоящем — Концепция), в базу которой был положен анализ евро опыта разработки подобных документов.
Основной целью Концепции является внедрение использования биомассы на ТЭС, ТЭЦ и когенерационных станциях в Украине.
Для обеспечения заслуги поставленной цели нужно:
- установить и обеспечить достижение толики ВИЭ и биомассы в производстве электронной энергии, что отвечает общим европейским тенденциям развития возобновляемой энергетики с учетом технических, экологических, денежных и соц способностей Украины;
- закрепить на муниципальном уровне национальные, региональные, отраслевые цели производства электронной энергии из биомассы и назначить ответственными муниципальные органы власти за выполнение и достижение поставленных целей;
- усовершенствовать законодательную базу, сделать равные конкурентноспособные условия и поддержку участников рынка для широкого развития биоэнергетики в Украине;
- приблизить Украину к требованиям Евро Союза относительно реализации положений Энергетического Общества и выполнение взятых на себя обязанностей по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду при производстве термический и электронной энергии.
Главные ожидаемые результаты предложенной Концепции до 2030 года: подразумевается, что за данный период будут сформированы нужные условия для удачного заслуги поставленных целей, а именно:
- толика биомассы в потреблении первичной энергии не меньше 7% в 2030 году;
- толика биомассы в валовом конечном энергопотреблении не меньше 10% в 2030 году;
- толика биомассы в производстве электронной энергии не меньше 4% в 2030 году.
Основой для разработки Концепции является базисный сценарий освеженной Энергетической Стратегии, где определена расчетная потребность в горючем и энергии, прогнозы объемов употребления первичных энергоресурсов на период до 2030 года.
В согласовании с предложенной Концепцией (табл. 5, рис. 2, 3), планируется прирастить долю биомассы в потреблении энергии с 0,7% до 10% в 2030 году, что отвечает уровню употребления БМ в ЕС-27 в 2010 году.
Долю электроэнергии, произведенной из ВИЭ, планируется прирастить с 0,32% до 20%, что отвечает целям ЕС-27 на 2015 год. В то же время около 20% электронной энергии из ВИЭ планируется производить из биомассы, при всем этом толика БМ составит не меньше 4,0 % в 2030 г.
Компанию производства электронной энергии из БМ планируется производить как на имеющихся энергогенерирующих объектах так и новых, которые планируется вводить в эксплуатацию.
В согласовании с предложенной Концепцией подразумевается, что в наиблежайшей перспективе до 2015 года будут реализованы более доступные технические решения и запущены нужные генерирующие мощности на жесткой биомассе — 75% и биогазе — 25%, что позволит обеспечить около 0,2% общего производства электронной энергии (табл. 6). Основная толика электроэнергии из БМ — 47% будет выполняться из жесткой БМ на ТЭЦ, 28% — на ТЭС и 25% в когенерационных установках на биогазе. До 2030 г. планируется 16% биогенерации производить на угольных энергоблоках, ТЭС и ТЭЦ на биомассе будут обеспечивать 46,5% биогенерации, из ТБО — 12% и из биогазов — 24,5%. Не меньше 60% биогенерации будет осуществляться в комбинированных циклах.
Малая нужная установленная мощность энергогенерирующего оборудования представлена в табл. 7. Так до 2030 г. нужно ввести в эксплуатацию порядка 2133 МВт мощностей, из которых около 390 МВт нужно обеспечить при совместном сжигании биомассы с углем на имеющихся угольных энергоблоках. При всем этом толика биомассы при совместном сжигании не на блоках мощностью до 300 МВт не будет превосходить 5%. Общая установленная мощность ТЭС на БМ должна составлять не меньше 110 МВт, ТЭЦ с комбинированным созданием термический и электронной энергии — не меньше 890 МВт, ТЭС и ТЭЦ на ТБО — около 260 МВт, на биогазе с полигонов ТБО — приблизительно 40 МВт, КГУ на биогазе — около 446 МВт. Таким макаром, общая установленная электронная мощность на жесткой биомассе и ТБО должна составлять порядка 1650 МВт, на биогазе — 486 МВт.
До 2030 года общий нужный объем инвестиций составит приблизительно 69,5 миллиардов. грн, в среднем 3,8 миллиардов. грн раз в год (табл. 8).
Приблизительный объем сокращения выбросов парниковых газов благодаря использованию БМ как горючего до 2030 г. составит примерно 27 млн. тСО2— (табл. 10).
Выводы
Предложенная БАУ Концепция производства электронной энергии из биомассы в Украине до 2030 года нацелена на повышение толики ВИЭ в производстве электронной энергии, в т.ч. из жесткой биомассы, биогазов, водянистых биотоплив. Поставленные до 2030 года цели отвечают общей тенденции развития ВИЭ в ЕС и мире, но уровень использования биомассы для производства электроэнергии в Украине предсказуемо будет отставать от среднеевропейских характеристик. Реализация предложенной Концепции позволит обеспечить достижение 4% общего производства электроэнергии в Украине до 2030 года в т.ч. будет способствовать как развитию внутреннего рынка производства и употребления ВИЭ, так и увеличению уровня энергонезависимости страны в целом. Развитие биогенерации будет способствовать вербованию личного и банковского капитала, развитию внутреннего рынка биотоплива и смежных рынков, будет способствовать росту количества рабочих мест и занятости местного населения, также обновлению оборудования и увеличению его энергоэффективности и экологической безопасности.