Биотопливо: экспортные перспективы

БИОТОПЛИВО: экспортные перспективы

В 2006 г. в Рф было произведено 300 — 350 тыс. т гранулированного биотоплива. Более 80% этого объема было отправлено на экспорт. В большей степени — в страны Западной Европы…

Биотопливо: экспортные перспективы

В течение года более либо наименее точные очертания приняли главные причины структуры экспортного рынка:
— сегменты спроса на российскую гранулку
— каналы логистики и сбыта
— типы (категории) производителей

Цель истинной публикации — попробовать проанализировать существующую структуру экспортного рынка топливных гранул, сделанных в Рф и дать ответ на несколько вопросов, волнующих, сначала, тех, кто намеревается инвестировать в создание новых биотопливных производств:

— Как найти текущий уровень цен на топливные гранулки?
— Какой будет рыночная стоимость топливных гранул в не далеком будущем, и в среднесрочной перспективе?
— Кто покупает русские топливные гранулки? Кто будет их брать в дальнейшем?
— Как длительно сохранится высочайший уровень спроса на русское биотопливо?

Мы не претендуем на абсолютную точность сведений, излагаемых в этой статье, равно как и на однозначность изготовленных выводов. Но, владея огромным объемом первичной инфы и нередко сталкиваясь с необходимостью отвечать на подобные вопросы, которые задают нам представители самых различных компаний и организаций, мы решили сконструировать и опубликовать главные выводы, которые мы смогли сделать в данной сфере.
Еще одна обмолвка, беря во внимание, что бОльшая часть топливных гранул, отгружаемых из Рф на экспорт — поступает в страны Западной Европы, мы будем в данной статье рассматривать в главном конкретно этот рынок, упуская из вида особенности биотопливных рынков в других Частях Света [1].

СПРОС
Спрос на топливную гранулку в целом предъявляют очень различные сегменты потребителей. При этом поведение потребителей биотоплива, относящихся к различным группам, может значительно различаться и определяется такими факторами, как объем и метод употребления, мотивация для использования биотоплива.

Главные сегменты рынка по типам потребителей/покупателей:
1. Большие электростанции и ТЭЦ
С этого сектора, практически, началось формирование спроса на русское биотопливо, при этом — еще до того, как в нашей стране был запущен 1-ый завод по производству топливных гранул. Большой энергетический бизнес с самого начала являлся и остается до настоящего времени собственного рода локомотивом биотопливной отрасли.
Производители электронной и термический энергии в большинстве государств Западной Европы имеют конкретные экономические основания для того, чтоб увеличивать объемы сжигания биотоплива. Эти основания связаны с государственными системами муниципального регулирования, стимулирующими переход на экологически незапятнанное биотопливо (налоговые льготы, субсидии, «углеродные» кредиты, доплаты за сокращение выбросов и создание «зеленоватой энергии» и т.д.). Т.е. спаливать биотопливо для получения электричества либо тепла — прибыльнее, чем спаливать уголь, мазут либо другое ископаемое сырье. Не считая того, энерго компании владеют значительными финансовыми ресурсами, позволяющими производить финансовложения в инфраструктурные проекты с большенными сроками окупаемости — такие как создание электрических станций либо котельных на биотопливе, строительство новых биотопливных производств, в т.ч. за границей и т.д.
Эта самая категория потребителей / покупателей предлагает более симпатичные и комфортные для производителей условия бизнеса, а в ближайшее время западноевропейские потребители серьезно рассматривают возможность инвестирования в российскую биотопливную ветвь.
Раздельно необходимо подчеркнуть, что большие потребители предъявляют самые мягенькие требования к качеству биотоплива, обеспечить которое в Рф очень нелегко. Для таких заказчиков основная черта свойства биотоплива — его количество, а точнее каждомесячный объем отгрузки каждым потребителем. Ограничения по качеству малы. Стоимость, так либо по другому, коррелирует с теплотворной способностью и влажностью биотоплива. Эти характеристики имеют значение, сначала, исходя из убеждений цены транспортировки биотоплива в огромных объемах. Другие технические свойства свойства биотоплива почти всегда имеют для энергетиков второстепенное значение. Фактически нередко биомасса (в том числе и топливные гранулки) употребляется на западноевропейских электрических станциях для совместного сжигания с углем, технологические и экологические свойства значительно ужаснее, ежели у топливных гранул либо даже щепы, а цена с учетом экологических и административных издержек — намного выше. Потому энерго компании не требуют соответствия биотоплива каким-то жестким эталонам.
Еще 2-3 года вспять большие потребители рассматривали возможность закупки топливных гранул только много в трюме судна, т.к. такая форма отгрузки позволяет сберечь на логистике за пределами Русской Федерации. Но портовых мощностей, которые позволяли бы отлично отгружать топливные гранулки много, в Рф не хватает. Потому в последние годы и тут требования смягчились. Многие потребители готовы принимать грузы в хоть какой форме, обеспечивающей более либо наименее экономную перевозку и обработку груза — в биг-бэгах, контейнерах и т.д.
Большие потребители готовы и желают работать по прямым договорам — конкретно с производителями биотоплива в Рф, что на теоретическом уровне должно обеспечивать им минимизацию закупочных цен. Но таковой подход связан с целым рядом рисков, которые в естественно счете могут свести выигрыш к нулю. Нередко производители находятся на значимом удалении от портов отгрузки, а организовать перевозку гранул по местности Рф под силу далековато не каждому европейскому покупателю. Доставка и обработка грузов в порту также просит особенного внимания и кропотливой проработки. К примеру, задержка отгрузки на одни день чревата убытками в сумме нескольких тыщ евро! Эта деятельность и такие опасности «по кармашку» только большим и в то же время довольно оживленным игрокам. На практике только единицам больших европейских потребителей биотоплива за прошедшие годы удалось методом упрямого труда сделать сколь-нибудь длительные торговые отношения русскими биотопливными заводами. Посреди их — скандинавский Fortum, швейцарская Eurowatt Commerce и ряд других компаний. При всем этом на долю этого сектора приходится больше половины всех отгрузок топливных гранул из Рф.
Еще одна неувязка состоит в том, что, в большинстве случаев, общий возможный объем закупки биотоплива одним потребителем в этом секторе превосходит не только лишь объем производства самого большого русского завода, да и объем выпуска всей русской биотопливной отрасли. В итоге такие компании закупают гранулки сразу у нескольких поставщиков, что приводит к усложнению контрактных отношений и логистических операций, также к жесткой конкуренции меж покупателями.

2. Районные и местные котельные малой и средней мощности
Производители термический энергии средних малых мощностей владеют еще наименьшей рыночной властью, но за счет гибкости сравнимо малых объемов закупки способны предлагать поставщикам более симпатичные цены при наименьших — более близких к реальности объемах поставок. Такие потребители в большинстве случаев производят закупки через торговых посредников, агентов либо представителей по закупкам. Таким макаром, они обеспечивают для себя гарантированное снабжение топливом в отопительный сезон.
В неких случаях потребители средних и малых масштабов закупают топливные гранулки и впрямую у русских производителей — с поставками на критериях DDU — с доставкой до склада потребителя. В данном случае они могут представлять особенный энтузиазм для производителя биотоплива, потому что отсутствие в этой схеме посредников позволяет ему получать более высшую стоимость за свою продукцию. Сразу прямые поставки накладывают на биотопливный завод необыкновенную ответственность и дополнительные опасности, связанные с жесткими штрафными санкциями за нарушение контрактных обязанностей.
Требования к качеству на этом секторе также не очень жесткие, потому что сжигание осуществляется в котлах от 0,2 до 5 МВт, оборудованных нетребовательными системами подачи горючего и золоудоления. Т.е. схожих потребителей также как и производителей электроэнергии сначала интересует теплотворная способность и влажность гранул, ежели их зольность, внешний облик либо механическая крепкость, которых так тяжело достигнуть в русских критериях.

3. Личные потребители
Потребительский рынок гранул — «голубая птица» для многих русских производителей гранулки — тот сектор, на который желают выйти практически все инвесторы. Потенциально потребительский сектор может обеспечить наивысшую норму прибыли, потому что розничная стоимость топливных гранул на этом секторе в неких странах может достигать 350 — 400 евро за тонну. Но этот сектор работает по принципу всех других розничных рынков — с длинноватыми оптово-розничными каналами рассредотачивания, высочайшей маржой посредников, необходимостью вкладывать средства в рекламу, брендинг и продвижение в торговых сетях и т.д.
Инвесторы нередко недооценивают издержки и трудности, связанные с выходом на потребительский рынок гранул в Западной Европе. Даже бывалые предприниматели запамятывают, что конечная розничная стоимость содержит в себе, по последней мере:
— издержки и прибыль всех оптовых посредников осуществляющих транспортировку, аккумулирование и рассредотачивание партий, проверку и гарантирование свойства биотоплива, цена товарного кредита розничным торговцам и т.д.
— издержки и прибыль розничных торговцев, включая маркетинг, брендинг, торговые площади, организация доставки потребителям и т.д.
— налог на добавленную цена, другие налоги и платежи в стране реализации
— цена розничной упаковки
Не считая того, выход на розничный рынок западноевропейских государств осложняется огромным количеством административных барьеров, связанных с лицензированием, сертификацией, регистрацией компаний и т.д. При всем этом личные потребители и изготовители бытовых котлов для топливных гранул предъявляют высочайшие требования к качеству гранул, которые часто неосуществимы для русских производителей в силу загрязненности сырья и технического уровня производств.

Вобщем, с нашей точки зрения поставки биотоплива только в адресок конкретных потребителей не является конкретным условием фуррора биотопливного производства. На этом рынке посредники — не всегда спекулянты. Они нередко делают принципиальные функции и обеспечивают дополнительную эффективность каналов рассредотачивания.

4. Торговцы, осуществляющие снабжение промышленных потребителей
На экспортном рынке русских топливных гранул, пожалуй, самую большую активность проявляют торговые компании, представляющие интересы промышленных потребителей. Это — обычно, компании либо предприниматели, имеющие опыт работы на разных топливных рынках, проф трейдеры. Время от времени закупки биотоплива производят организации, учреждаемые самими потребителями — энергетическими компаниями, котельными и т.д. для увеличения эффективности снабжения топливом. Более суровые и удачные из их аккумулируют биотопливо, поставляемое из различных регионов нашей страны и поставляют его большими партиями своим заказчикам — электрическим станциям и котельным. С одной стороны это позволяет им обеспечить экономию на логистике и платить более высшую закупочную стоимость производителям. С другой стороны они, таким макаром, имеют возможность гарантировать своим заказчикам бесперебойное снабжение топливом.
Покупатели, относящиеся к этой категории, имеют очередное немаловажное преимущество: в отличие от компаний энергетического сектора — они могут довольно гибко подходить к решению коммерческих вопросов. Нередко такие покупатели предлагают своим поставщикам более симпатичные условия закупки, производят финансирование биотопливных проектов в форме предоплаты либо же в форме прямого инвестирования. Подробнее о том, как работают подобные схемы, мы побеседуем дальше.
Требования таких покупателей к качеству закупаемого ими биотоплива — такие же, как и у самих промышленных потребителей. При всем этом они готовы работать с относительно маленькими объемами от каждого производителя (обычно от 100 — 200 тонн за месяц), потому что аккумулируют гранулки, произведенные в различных местах, и отгружают их «сборными» партиями. Не считая того, оптовые торговцы в большинстве случаев могут принимать биотопливо в различной упаковке, на любом комфортном производителю базисе поставки и оплачивают приобретенный продукт по факту поставки либо даже авансом, а не по факту отправки судна и т.д.

5. Розничные торговцы
Европейские компании, осуществляющие розничную торговлю биотопливом на европейском рынке под своими брендами и через собственные торговые сети, — еще одна категория покупателей, симпатичная для производителей, способных обеспечить высочайшее качество топливных гранул. Привлекательность таких покупателей определяется тем, что они, обычно, готовы платить за топливные гранулки достаточно высшую стоимость. Обратная сторона этой медали — высочайшие требования к качеству, а время от времени и к внешнему облику гранул. Если производитель способен обеспечивать высочайшее и неизменное качество топливных гранул, этот сектор может быть самым симпатичным. Если же нет, вероятнее всего, сотрудничество с таким покупателем не будет длительным.
Возможность заработать дополнительную прибыль при работе с розничным торговцем состоит в том, чтоб поставлять гранулку в розничной упаковке с товарным знаком покупателя. Такое сотрудничество просит особенного внимания к решению вопросов логистики, но при всем этом отгрузочная стоимость высококачественных гранул на заводе в европейской части Рф может достигать 120 евро и даже выше, обеспечивая производителю высшую рентабельность и недлинные сроки окупаемости инвестиций.

6. Агенты
Большая часть участников информационного обмена на экспортном рынке топливной гранулки различного рода агенты. Каждый производитель гранулки часто получает запросы от разных компаний и бизнесменов на поставку топливных гранул в ту либо иную страну. Таких агентов — сотки, если не тыщи. Многие из их представляют одних и тех же покупателей и рассчитывают на комиссионное вознаграждение. В неких случаях деятельность таких агентов содействует заключению удачных сделок меж производителями и фактическими покупателями биотоплива.

КАНАЛЫ СБЫТА
На текущий момент более 50% всех топливных гранул, производимых в Рф, отчаливает на экспорт через порты Финского залива. И львиная толика — через Морской порт Санкт-Петербург. Другие объемы или доставляются европейским покупателям и потребителям грузовым автотранспортом, или отгружаются через порты государств Балтии, которые предлагают поставщикам гибкие условия сотрудничества и портовое сервис по низким ставкам.
Отгрузка судовых партий гранулки из портов на Финском заливе началась в 2003 году. Тогда малочисленные действующие производители — практически они все находились на Северо-Западе Рф — предприняли попытку сделать объединение для того, чтоб производить логистику и сбыт топливных гранул вместе. Таким макаром, была зарегистрирована Российская Биотопливная Ассоциация (РБА), одной из главных функций которой была координация действий производителей биотоплива на экспортном рынке и формирование судовых партий из топливных гранул, сделанных различными поставщиками. Тогда это был, пожалуй, единственный метод обеспечить рентабельность экспортных продаж биотоплива из Рф.
Но «монополия» РБА на экспортном рынке русской гранулки просуществовала недолго. По мере возникновения новых игроков и роста объемов производства и свойства у пионеров отрасли, начали появляться другие каналы сбыта — в том числе — через Морской порт Санкт-Петербург.
На сегодня этот сектор экспортного рынка обрел определенную довольно размеренную структуру. В санкт-петербургском порту повсевременно действует 3-4 «канала», через которые русские гранулки судовыми партиями отправляются большим фабричным потребителям в Западную Европу. Один из этих каналов — РБА, которая сейчас работает, как независящий трейдер на биотопливном рынке. Очередной канал — «консорциум» состоящий из нескольких больших и более опытнейших производителей, осуществляющих совместные реализации на экспорт по длительным договорам. В работе этого консорциума активное роль принимают такие известные компании, как «Росполитехлес» (Усть-Ижора), Вологдабиоэкспорт (Величавый Устюг). Параллельно в Морском порту Санкт-Петербург, топливные гранулки аккумулируются несколькими большими зарубежными торговыми и энергетическими компаниями, которые начали закрепляться на русском рынке биотоплива с 2006 года — по мере роста объемов промышленного производства топливных гранул в Европейской части Рф.
За пару лет были выработаны логистические и коммерческие технологии организации экспорта топливных гранул при помощи морского транспорта, как в биг-бэгах (полипропиленовых мешках), так и насыпью в трюмах судов. Эти технологии содержат в себе процедуры, связанные с скоплением биотоплива от различных поставщиков, приемки и проверки свойства биотоплива, реализации таких «сборных» партий по длительным договорам и т.д. Сейчас в рамках конкуренции меж каналами сбыта и покупателями биотоплива условия бизнеса становятся все более симпатичными для производителей. Так, с 2006 года:
— Все покупатели предлагают своим поставщикам оплату по факту поставки продукта в порт, а не по факту отправки судна
— При работе с хоть каким каналом поставщик имеет возможность заключать прямой договор с забугорным покупателем и все основания для возврата экспортного НДС
— Покупатели больше заинтересованы в заключении длительных договоров, ежели поставщики
и т.д..
Таким макаром, на экспортном рынке топливной гранулки практически не осталось больших торговцев в прямом смысле этого слова. Посредники, доминирующие на этом рынке сейчас, делают в большей степени организационно-технические функции, не вкладывая собственных средств в торговый оборот. Это, в главном, логистические операторы, консалтинговые структуры либо конкретно производители биотоплива. В любом случае норма прибыли таких посредников, невелика и окупается за счет эффективности канала в целом.
Торговые компании, но, остаются в секторе продаж биотоплива малыми партиями. Большего фуррора такие игроки достигают на рынке потребительских гранул, которые поставляются забугорным покупателям на критериях DDU. При наличии доступа к дешевенькому транспорту в те либо другие регионы Западной Европы грузовым автотранспортом либо в контейнерах, норма прибыли по всей цепочке довольно высока, чтоб оправдать наличие в ней перепродавца. Не считая того, подобные посредники, как раз и обеспечивают эффективность транспортировки, таможенного дизайна, ну и продаж на забугорном рынке. Решение этих задач далековато не всегда под силу маленьким биотопливным заводам. В этом секторе нередко работают конкретно транспортные и экспедиторские компании, которые не только лишь владеют достаточной деловой цепкой и гибкостью, да и имеют собственные потоки «попутного» транспорта.
Периодическая отгрузка русских топливных гранул через черноморские порты пока не осуществляется. Это, видимо, связано с тем, что создание топливных гранул в Южных регионах Рф начало развиваться позже, чем на Северо-Западе и в центре Рф. Ну и спрос на биотопливо в странах Северной Европы до 2006 года был существенно выше, ежели в Италии, Греции, Испании и других странах Средиземноморского бассейна. К 2006 году ситуация начала изменяться «по обе стороны баррикады». Полностью может быть, что и на Черном море найдется место для организации периодической перевалки биотоплива в адресок южно-европейских покупателей и потребителей.

Проект «Биотопливный терминал»
Фактически с самого начала развития русской биотопливной промышленности в отрасли интенсивно дискуссируется возможность и необходимость сотворения спец терминала для перевалки топливных гранул в одном из русских портов. Ваш преданный слуга имел наслаждение в различное время дискуссировать эту тему с 10-15 возможными инвесторами/зачинателями схожих проектов. В качестве возможной «площадки» для строительства «Биотопливного терминала» рассматривались фактически все русские гавани на побережье Финского залива, Балтийского, Темного и Азовского морей: Санкт-Петербург, Усть-Луга, Ломоносов, Горские причалы, Выбор, Высоцк, Калининград, Совестк, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Ейск и другие. Некие проекты даже получили определенное развитие. Так в 2004 году Российская Биотопливная Ассоциация получила грант от правительства Нидерландов на воплощение предпроектных проработок по созданию «Биотопливного терминала» в морском порту Санкт-Петербург. Серьезно взялся за дело Балтийский Лесопромышленный Холдинг, являющийся частью компании «Усть-Луга». По заявлению управления компании их Биотопливный терминал в новеньком портовом комплексе Усть-Луга будет запущен в эксплуатацию уже в 2007 году. Планы по созданию спец терминала для перевалки биотоплива морским методом высказывались и обладателями угольного терминала в той же Усть-Луге. Фактически там уже осуществляются отгрузки топливных гранул, выпущенных заводом «Эколес» (Тверская область), принадлежащим группе компаний «Крона Холдинг».
Мотивы настолько активного энтузиазма понятны. Биотопливная ветвь имеет тривиальные перспективы. Создание топливных гранул — может показывать хорошую рентабельность. Вкладывательная привлекательность новейшей отрасли вырастает и вызывает все больший энтузиазм у больших инвесторов. В то же время, в промышленности производства топливных гранул очень низкая степень концентрации производства. Входные барьеры в ветвь низки. Создание нового производства просит сравнимо маленьких инвестиций. Контроль над значимой толикой рынка биотоплива можно обеспечить для себя только через контроль над его инфраструктурой. Другими словами в отрасли сформировался стереотип: «Тот, кто первым выстроит «Биотопливный терминал», будет в дальнейшем держать под контролем всю ветвь».
Так либо по другому, за 5 лет дискуссий проект «Биотопливный терминал» так и не был реализован в полном объеме. Обстоятельств этому видимо несколько. Посреди их:
— недостающий объем грузопотока через порты на Финском заливе (только к концу 2006 года он достигнул 15-20 тыщ тонн за месяц)
— нескоординированность действий производителей биотоплива и инвесторов
— общий недостаток портовых мощностей, приводящий к конкуренции возможных грузопотоков
— недочет длительного финансирования в юный отрасли…

Но работа в этом направлении длится, и терминалы в том либо ином видимо появятся. Вероятнее всего — конкретно на Финском заливе сначала.
Тем временем хотелось бы сделать акцент на малость других вопросах: А как в реальности отрасли нужен несчастный «Биотопливный терминал»? Зачем? И каким он должен быть?
Вначале в качестве главной цели «Биотопливного терминала» рассматривалось увеличение экономической эффективности логистических операций при экспорте топливных гранул. Для этого «по дефлоту» предполагалось, что на терминале будет организована приемка вагонов-зерновозов с возможностью нижней разгрузки и насыпное хранение биотоплива на складах большой площади, также механизированная погрузка гранул в трюмы морских судов. Вправду, схожая разработка позволила бы уменьшить расходы, связанные с обработкой данного груза в порту и ускорить погрузку судов, а как следует уменьшить издержки на фрахт и оплату демереджа. Следует, но, направить внимание на последующие моменты:
— Как уже говорилось все опасности, связанные с обработкой груза в порту, сейчас, обычно, несут покупатели биотоплива. А, как следует, они более других участников рынка должны быть заинтересованы в сокращении этих рисков. В то же время создатель этих строк еще никогда не сталкивался с проектами сотворения «Биотопливных терминалов», которые могли быть инициированы забугорными покупателями топливных гранул.

— Разумеется, что есть и другие — наименее капиталоемкие методы сделать лучше экономические характеристики экспортной логистики топливных гранул. К примеру, можно организовать экспорт через прибалтийские либо финские порты, либо доставлять гранулки с заводов в порт в насыпных контейнерах либо так именуемых «мягеньких контейнерах» МК, которые позволяют копить партии биотоплива на открытых площадках и существенно ускорить процесс погрузки судна по сопоставлению с классической схемой перевалки через биг-бэги.

— Далековато не все биотопливные производства имеют возможность отгружать биотопливо в хопперах либо балковых контейнерах. А это означает, что значимая толика гранул будет и на новый терминал поставляться в биг-бэгах.

— Всеохватывающая ставка за обработку топливных гранул в Морском порту Санкт-Петербург на сегодня менее 11 евро за тонну гранул — с учетом хранения на скрытом складе в течение 20-30 суток, дизайна портовых документов и погрузо-разгрузочных работ. Цена подобных услуг в других портах несколько ниже. А это означает, что даже, если новый терминал позволит понизить издержки на обработку груза в 2 раза, экономия составит менее 5-6 евро с тонны. Часть этого выигрыша придется на долю производителей. И только за счет оставшейся части экономии будет осуществляться возврат больших финансовложений, которые требуются для сотворения настоящего перегрузочного терминала. Перспективы же извлечения значимой дополнительной прибыли за счет торговли биотопливом в критериях жесткой конкуренции остаются довольно туманными.

Беря во внимание изложенное выше, более принципиальной нам видится другая задачка, а конкретно — развитие конкретно торговой инфраструктуры, которая позволила бы сделать торговлю биотопливом более организованной и прозрачной для всех участников процесса — от производителей в русской глубинке до западноевропейских покупателей. Это позволило бы по мере роста объемов производства упрочить позиции русской биотопливной отрасли на рынке Западной Европы. Для этого, с нашей точки зрения, сначала, нужно улучшать процессы обмена информацией и опытом меж торговцами и производителями биотоплива, реализовывать поочередную политику в области совместного продвижения на забугорные рынки, лоббировать интересы юный биотопливной отрасли в части упрощения экспортных формальностей, внедрять действенные технологии логистики биотоплива не только лишь в портах, да и снутри страны, координировать процессы, связанные с рассредотачиванием прибыли меж биотопливными заводами, транспортными и торговыми посредниками, потребителями биотоплива.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Ценообразование на юном и быстрорастущем рынке биотоплива — очень сложный процесс, подверженный воздействию со стороны самых различных причин. Некие из этих причин можно предсказывать. Другие же ведут себя фактически непредсказуемо.

Соотношение спроса и предложения
В короткосрочной перспективе уровень цен на любом рынке формируется соотношением спрос и предложения. Биотопливный рынок — не исключение. Но само это соотношение на нем — очень особенно. Спрос на биотопливо в Западной Европе вот уже более 10 лет попорядку существенно превосходит предложение. Потребление топливных гранул в перспективе 1-го года равно сумме их производства и импорта. По мере роста объемов производства вырастает и потребление. На самом деле дела емкость рынка топливных гранул промышленного предназначения вообщем не ограничена. Ведь без существенного переоборудования их можно использовать на всех угольных котельных и электрических станциях. При этом чем больше толика биотоплива в топливном балансе этих мощностей, тем больше прибыли они зарабатывают, благодаря сокращению экологических платежей и дотациям на создание «зеленоватой энергии».
С другой стороны создание биотоплива не может быть увеличено одномоментно. Для этого требуются финансовложения и определенное время. При этом рост объемов выпуска биотоплива в Западной Европе значительно ограничивается повсевременно сокращающейся сырьевой базой. В большинстве западноевропейских государств лесозаготовка осуществляется в маленьких объемах, а деревообрабатывающие производства равномерно передвигаются поближе к сырьевой базе — а именно, в Россию, Украину, Беларусь.
В критериях недостатка, под воздействием гос политики и роста цены обычных энергоэлементов, вырастают и цены на биотопливо, делая выгодной переработку все новых видов биомассы. Но, этот эффект существует и для возможных производителей топливных гранул и брикетов в Рф, Белоруссии, на Украине.
В итоге рынок быстро набирает обороты. Уровень цен на нем равномерно возрастает. Вырастают объемы производства и употребления.

Цены на классические энергоэлементы
Биотопливо — товар-заменитель обычных энергоэлементов. Соответственно уровень цен на биотопливном рынке коррелирует с переменами конъюнктуры на нефтяном, газовом и угольном рынках. Чем дороже стоят нефтепродукты и уголь, тем прибыльнее спаливать биотопливо. И напротив.
Но наблюдение за биотопливным рынков в течение последних 3-4 лет указывает, что, по последней мере, в кратко- и среднесрочной перспективе эта корреляция действует исключительно в сторону увеличения. Так в итоге скачка цен на нефть и нефтепродукты в августе 2005 года рыночный уровень цены на топливную гранулку повысился на 15-20%. Когда же стоимость на нефть опять снизилась с 80 до 50 баксов за баррель, цены на биотопливо продолжали постепенный рост. Разумеется, это связано с одной стороны с муниципальным регулированием, а с другой — с относительной неэластичностью спроса на биотопливо.

Муниципальная политика
Муниципальная политика, направленная сокращение выбросов парниковых газов — а именно за счет развития биоэнергетики, лежит в базе настолько бурного роста спроса на биотопливо. Топливные гранулки — один из более технологичных источников экологически нередкой энергии. В почти всех случаях, благодаря налоговой политике и особым субсидиям, гранулки становятся самым экономным видом горючего.
Но этот фактор сразу является и одним из более непредсказуемых. Политические решения принимают люди, основываясь на личных оценках и суждениях. Так, к примеру, правительство Англии в 2006 году объявило о смене ценностей в пользу использования в качестве биотоплива местного сырья и тем замедлило развитие у себя рынка топливных гранул промышленного предназначения.
Также в августе прошедшего года в Италии были урезаны субсидии на «зеленоватое электричество», получаемое при сжигании гранул из отходов сельскохозяйственного производства, что поставило под колебание предстоящий рост спроса на агрогранулы и агробрикеты со стороны итальянских энергетиков.
В целом же энергетическая политика Евросоюза остается подходящей для биоэнергетики. Видимо, этот режим будет сохраняться еще довольно длительно, так как большая часть государств отстает от принятых на себя обязанностей по сокращению выбросов, а развитие биоэнергетики один из более действенных методов воплотить эти обязательства.

Погодные условия
Самый непредсказуемый фактор ценообразования на биотопливо — погодные условия. Слава Богу, он повлияет на рынок только в короткосрочной перспективе и затрагивает фактически только рынок личных потребителей гранул. Но зимой 2006-2007 конкретно теплая погода в Южной Европе привела к очень драматическим последствиям. Несколько производителей биотоплива в Австрии и Германии оказались на грани банкротства в итоге того, что в Италии до середины января держалась невиданно теплая погода и склады розничных продавцов оказались затарены топливной гранулкой, закупленной по высочайшей стоимости осенью 2006 года.
Так либо по другому, единой рыночной цены на топливные гранулки не существует.
Об уровне цен можно судить по ценам предложения и спроса, также по контрактным ценам на определенном — обычном — базисе поставки, к примеру: CPT либо FOB Санкт-Петербург, либо CIF Роттердам либо Стокгольм.
Конечно, эти цены являются производными от уровня цены спроса на конечных рынках. Но, контрактные цены с учетом доставки на склад потребителя (DDU либо DDP) при иных равных критериях могут различаться очень существенно зависимо от:
— места поставки — из-за различия в транспортных расходах
— объемов закупки
— вида упаковки,
— свойства
— текущей конъюнктуры рынка на момент заключения договора
и т.д.

Точно также нереально гласить о рыночном уровне цен на топливные гранулки на критериях Ex Works либо FCA (Франко завод). Биотопливные производства находятся в различных местах, имеют разные технологические способности в плане обеспечения свойства и организации доставки и т.д.
Для иллюстрации того, как данный процесс индивидуален, разглядим несколько гипотетичных производств различной производительности, расположенных в различных регионах нашей страны и проанализируем уровень цен, на которые они могут рассчитывать:
А. Биотопливный завод в г. Пермь имеет свой жд тупик на производственной площадке. Доставка биотоплива попутным грузовым автотранспортом в Южную Германию из Перми обойдется в 2100 евро за рейс либо 100 евро на тонну гранул. При всем этом цена ЖД тарифа до Санкт-Петербурга на тонну гранул составляет 26 евро
Б. Биотопливный завод в Архангельской области находится в 150 км от наиблежайшей жд станции. Доставка биотоплива грузовым автотранспортом в Южную Германию обойдется в 2500 евро за рейс либо 119 евро на тонну гранул, потому что попутного транспорта в данном регионе мало. Цена ЖД тарифа от наиблежайшей к заводу станции до Санкт-Петербурга составит 18 евро на тонну. Но к цены жд перевозки придется добавить издержки на доставку биотоплива с завода на станцию и дополнительные погрузо-разгрузочные работы — 12 евро на тонну.
В. Биотопливный завод на базе фанерного комбината в одном из центральных регионов европейской части Рф с жд веткой на собственной местности. Жд тариф до Санкт-Петербурга на тонну гранул составит всего 15 евро на тонну. Но компания может также пользоваться способностями фанерного завода, систематически отправляющего свою продукцию на экспорт грузовым автотранспортом при цены доставки 1300 евро за рейс (либо 62 евро на тонну).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование записей временно отключено.