Биотопливо в мире и в рф. cbio.ru

Алексей Равильевич, уместно будет начать интервью с ответа на вопрос, что сейчас понимают под биотопливом.

Биотопливо – это хоть какое горючее из возобновляемого сырья. Оно разделяется на жесткое и жидкое; жесткое – это, к примеру, дрова. И с применением дров как биотоплива в мире нет технологических заморочек: котлы есть, спалить там дрова – тривиально. Неувязка с энергией в мире вообщем как такая не стоит. Нормально развиваются технологии сжигания угля, торфа, газа, та же атомная энергия при обычном подходе экологична и дает «чистое» электричество и/либо термическую энергию. Неувязка на данный момент в нехватке малогабаритной энергии, той, которая будет двигать наши авто.

Если гласить об этой энергии, о водянистом биотопливе, то его существует, по сути, два вида – это биоэтанол и биодизель. Сходу оговоримся, что есть и другие виды водянистого биотоплива «второго поколения» – биобутанол, биотопливо, приобретенное по технологии газификации и т.д., но пока гласить об их широком использовании еще рано.

Какие на данный момент есть методы производства биоэтанола?

Если не брать в расчет создание этанола из нефти, то остается один метод – тот же самый, что и при «водочном» производстве спирта: брожение и перегонка. Сахара могут быть как готовыми (сладкие тростник и сладкая свекла), так и получаемыми из зерна, целлюлозы и т.д. Главные отличия завода биоэтанола от обычного спиртзавода – это масштабы производства, облегченная процедура дистилляции, завышенная энергоэффективность. Если гласить о масштабах, то стандартный спиртовый завод обычно производит 3,000 декалитров спирта в день, а обычный биотопливный завод начинается с других масштабов, по последней мере в 15 раз огромных.

Из какого сырья более всераспространено создание топливного спирта?

Большего всего спирта создают из кукурузы и сладкого тростника. Много делается также из пшеницы и сладкой свеклы. Внедрение кукурузы типично в главном для США и части Европы, где она отлично вырастает, сладкого тростника – для Южной и Центральной Америки, Индии. Понятно, что сладкий тростник – сырье самое наилучшее. Здесь можно использовать самый обычной процесс производства этанола с внедрением готовых сахаров, отходы (багасса) сжигаются для производства пара и электроэнергии, в конечном итоге выходит самое доступное горючее.

Кратко, как получают биодизель?

Процесс здесь тоже один. Есть большая неурядица с определением понятия «биодизель», я придерживаюсь такового: биодизель – это метиловый либо этиловый эфир растительных масел либо животных жиров. Биодизель – это химически измененное масло, другими словами, это, обычно, метиловые эфиры жирных кислот из рапса и сои. В Америке это обычно соя, так как она отлично идет по кукурузе, в Европе более популярен рапс. Биодизель получают соединяя 100 частей масла, 10 частей метилового спирта и 1 часть щелочи, при всем этом на выходе 100 частей биодизеля, 10 частей глицерина и 1 часть жестких отходов. Биодизель можно использовать без какой-нибудь модификации мотора, но рекомендуется соединять с обыкновенной соляркой 20:80, получая горючее Б20 (20% биодизеля).

В каких секторах топливного рынка сейчас биотопливо занимает значимый процент?

Ни в каких. В действительности, в США авто биотопливо занимает долю в 4-5%, в Европе приблизительно такая же цифра. Не нужно быть доверчивыми – мы никогда не заменим нефть. Наибольшая толика биотоплива в дальнейшем – 25-30%, если не появится каких-либо прорывных технологий.

Но если гласить о Бразилии, то там биотопливо уже занимает приблизительно 30% . Быстро вырастает толика употребления биотоплива только поэтому, что на данный момент дорогая нефть и подходящая финансовая конъюнктура. В Бразилии уже не пользуются спросом обыденные машины, а покупаются только flexible fuel vehicles (FFV, авто, которые могут ездить на хоть какой консистенции этанола и бензина). Там шофер, приезжая на заправку, ассоциирует, что ему прибыльнее заправить – этанол либо бензин, и решает сам. Во всех других странах это все пока экспериментально, хотя в Америке приблизительно половина бензина продается с добавкой 10% биоэтанола.

Эта добавка как-то оказывает влияние на характеристики горючего?

Естественно, оказывает влияние. Добавка в 10% этанола (т.н. горючее E10) не просит переделки мотора машины, и поболее того – эта добавка разрешена к применению всеми производителями машин. При 10% этанола в бензине на 30% меньше вредных выбросов за счет того, что в этаноле есть кислород. Если гласить просто, то таким макаром дожигаются вредные выбросы. В Америке в большинстве крупных городов федеральным законом торговцы горючего должны использовать кислородосодержащие добавки (2.7% кислорода в бензине), и этанол сейчас фактически поменял здесь использовавшийся ранее метилтретбутиловый эфир. Не считая того, этанол улучшает моющие характеристики горючего.

Как соотносится цена литра биоэтанола и литра обыденного бензина в Америке и в Европе?

Вернее будет гласить о себестоимости, так как розничная стоимость этанола верно привязана к стоимости бензина независимо от себестоимости, и этанол на заправке на 10% дешевле бензина для стимулирования спроса. Не считая того, в этаноле содержится немножко меньше энергии, чем в бензине, т.е., если мы используем обыденную машину, то расход горючего растет. Но потому что этанол – это высокооктановая добавка, то при использовании машины, снаряженной движками высочайшей компрессии, различия в расходе горючего на километр не будет.

Если гласить о себестоимости в абсолютных цифрах, то себестоимость этанола в Бразилии – 20-25 центов за литр, себестоимость этанола, произведенного в США – 30-35 центов, при всем этом себестоимость ближневосточного бензина в Роттердаме (без налогов и акцизов) – 50 центов.

Если себестоимость этанола так ниже, то в чем неувязка?

Неувязка исключительно в складе ума. Президент Буш размахивает флагом с девизами «Этанол вперед!». В этом плане показательно недавнешнее заявление Фиделя Кастро, смысл которого в том, что «вы то вперед, а нам есть нечего». Но это – еще одна шпилька Америке, поточнее – желание вбить клин меж США и Южной Америкой. Так как Буш строит дела с Южной Америкой, с теми странами, которые еще как-то к нему лояльно относятся (это сначала Бразилия), на биотопливе. И понятно желание Кастро просто вбить клин в эти дела, хотя для того, кто разбирается в сладком тростнике, послание Фиделя смотрится полным бредом – в Бразилии тростник вырастает еще южнее экватора, другими словами в более прохладном климате, чем экваториальные леса, и если, как утверждает Кастро, ради биоэтанола там что-то вырубается, то мало.

Леса вырубаются в главном из-за древесной породы, а не из-за того, что необходимы плантации для сладкого тростника. Потому тут он не прав. Но он прав в том, что горючее начинает заходить в прямую конкурентнсть с продуктами питания. К примеру, на данный момент сахар – продукт, взаимосвязанный с нефтью: дорожает нефть – дорожает сахар. Это неизбежность, и если прибыльно создавать биоэтанол, а не сахар, то запретами ничего не сделать. Дорожает нефть, и ситуация с пищевыми рынками будет все ужаснее.

Хотя для Америки рост цен на пищу не составляет огромных заморочек, для американской цивилизации это, может быть, только лучше. Если есть предложения создавать биодизель из жира, отсосанного в итоге косметических операций, то сам факт возникновения таковой идеи гласит о том, что маленький рост цен на продукты питания – не неувязка для Америки. Последние законодательные инициативы Америки в области биотоплива впечатляют – группа сенаторов от «кукурузных» штатов (в том числе возможный будущий темный президент США Барак Обама, сенатор от наикрупнейшго «кукурузного» штата Иллинойс) занесла проект закона, сущность которого состоит в последующем: через 10 лет любая новенькая южноамериканская машина, продаваемая в Америке должна быть FFV, любая 2-ая заправка должна иметь колонку Е-85, а это 85% этанола, плюс еще меры для расширения производства этанола из целлюлозной биомассы (трава и опилки).

Растолкуйте, в чем особенность FFV-машин?

FFV (этанольно-гибридные) – это машины, которые могут ездить на хоть какой консистенции этанола и бензина. Отличие в цены этой машины от обыкновенной – 200-300 баксов, так как там ставится новый датчик на кислород, незначительно изменяются компьютер, чтоб машина понимала процент содержания этанола, плюс изменяются некие прокладки на те, которые лучше держат этанол. В США был увлекательный случай – компания GM произвела несколько миллионов таких машин, но в аннотации по эксплуатации про этанол не было сказано ни слова. Компания получила субсидии от федерального правительства за каждую произведенную машину, и им было реально все равно, будут ли покупатели их заправлять биоэтанолом. Но был скандал, их принудили разослать всем покупателям информацию. В этом плане в Америке уже миллионы таких машин, в главном, естественно, в «кукурузных» штатах, где бензин с добавкой этанола дешевле на 3-5 центов за литр.

Какова в принципе в американской биотопливной программке толика геополитики (рвение уменьшить зависимость от зарубежной нефти), и какова – экономики?

Программка развития производства этанола не нова, еще в 70-х, в эру Картера и сумасшедших цен на нефть, она уже вытаскивалась с полок. Если б у этой программки не было экономической выгоды, она бы не одолела ни за что. Сейчас программка прибыльна и без геополитики, а геополитика просто расширяет ее способности – наращивает число заводов, дает какие-то субсидии на новое горючее второго поколения.

Вообщем в принципе Америку никто не принудит брать то, что не прибыльно, в этой стране экономика на первом месте, потому это сначала финансовая программка, рабочие места, налоги штату – это отлично.

А в чем особенности европейской программки?

В Европе она очень обычная. Европейский альянс на свои 25 государств выдал советы довести долю биотоплива до 2% к 2006 году, и до 5,7% водянистого биотоплива к 2010 году. На данный момент ясно, что программка не производится. Не успевают, так как программка была рекомендательная, и на данный момент Швеция, Германия, Франция и Испания – передовики, а другие в хвосте. Потому европейский альянс разрабатывает программку уже неотклонимого внедрения биотоплива, чтоб достигнуть этих характеристик.

Наверняка, в Европе ниже финансовая эффективность?

Да, В Европе финансовая эффективность ниже, так как там пшеница, которая наименее прибыльна для производства этанола, чем кукуруза, там дороже строить, дороже создавать и т.д., там планируются некоторые субсидии, даже в Германии, так как прибыльность этих заводов ниже. А в принципе, беря во внимание, что в Америке горючее стоит 3 бакса за галлон (4 литра), а в Европе – полтора евро за литр, в этом плане биотопливо все равно прибыльно. Швеция объявила, что к 2020 г. она откажется от нефти в принципе, это значит, что горючее будет хоть какое не считая нефтяного. Это декларация шведов, и я верю, что они этого добьются. Швеция в этом плане самая передовая страна. Очень интенсивно движутся Германия, Франция. Во Франции есть очень увлекательное сырье: там, чтоб поддерживать спрос на вино, они часть каждый год перерабатывают в спирт.

Какую долю в Европе занимает биодизель?

Огромную, так как европейский авто парк -преимущественно дизельный, сильно много дизельных легковушек – они экономичнее, дешевле горючее, здесь много обстоятельств. Соответственно, биодизель идет как подмена дизтоплива. В Америке преобладает биоэтанол с островками биодизеля, который употребляется сначала для так именуемого городского транспорта – школьных автобусов и т.п. Он там дороже, чем обыденный дизель, но это были такие пиаровские акции местных муниципалитетов. А в Германии биодизель издавна продается на обыденных заправках, в главном это B-20 (20% биодизеля, 80% – обыденного дизтоплива).

Перейдем к Рф. Какова ситуация с биотопливом тут?

У нас 0,3% биотоплива, и это дрова. Потому Наша родина гордо отчитывается, что у нас тоже есть биотопливо. Если гласить серьезно, то биотопливо у нас нигде не употребляется, не считая как у кустарей, которые сами переделывают свои машины. Нам приходит много запросов – «мы из бочки сделали биодизельный завод», «мы нагнали спирта и заправляем свои машины, все отлично ездит». Если гласить про «официальный» этанол – то смесь этанола и воды (водка), и смесь этанола и бензина (горючее) – для страны одно и тоже, это алкоголесодержащая жидкость более 2% – и сходу получаем все акцизы. Выходит, что технологически мы можем создавать биоэтанол хоть завтра, есть ГОСТ, неважно какая нефтебаза может приобрести этанол и соединять. Вопрос – для чего это им необходимо, так как цена совсем не та, и несчастный ЕГАИС это все предполагает – никакой нефтебазе либо нефтяной компании это не надо.

Для развития рынка, по нашему воззрению, требуется два закона. 1-ый закон мы лоббируем в неплохом смысле, говорим, что это необходимо, это закон «О биотопливе», который вводит некоторые базисные понятия. И 2-ое – это конфигурации в закон «Об обороте этилового спирта», где должно показаться понятие «топливный этанол», который нужно вывести за акцизы и снять трудности с ограничением оборота.

Что мы хотим предложить для того, чтоб у нас не крали этот этанол и не пили? Создавать биоэтанол должны большие фабрики «в чистом поле», другими словами, фабрики, построенные специально. Максимум, что таковой завод может произвести – это спирт-сырец. Его пить, естественно, можно, но в бутылку его не нальешь, он мутный, там сивухи много. А так – если завод большой, построенный, обычно, на личные инвестиции, то обычный владелец не будет гнать вагон-другой водки влево, так как это огромные опасности в целом для его бизнеса. Он подпишет договор с почетаемыми покупателями, к примеру, на Западе, и будет гнать. Это 1-ое. А 2-ое – никаких заморочек, если имеющиеся спиртзаводы будут делать биоэтанол. Только будь добр, срежь 2 либо 3 излишних дистиллировочных колонны, другими словами, сделай на физическом уровне неосуществимым создание пищевого спирта.

Я не вижу заморочек в производстве. Понятно, что неплохо бы чего-нибудть еще – субсидии и т.д., но пока необходимы базисные меры, чтоб развить рынок. На данный момент все проекты, которые дискуссируются – проекты на экспорт в Германию, Финляндию и т.д.

А биодизель?

Там тоже есть трудности, так как биодизель у нас не выгоден экономически. Ситуация обычная – в Германии субсидируется создание биодизеля в момент перегонки масла в биодизель, немцы готовы брать масло по очень высочайшей стоимости. По этой стоимости еще проще брать масло, чем делать биодизель и неясно кому его продавать. Потому я всем говорю – ребята, выращивайте рапс, выдавливайте масло, на вашем маслобойном заводе оставляйте место под биодизель, это приблизительно 1/3 инвестиций. Как будет рынок, вы быстренько построите для себя биодизельный участок. А на данный момент делайте масло и продавайте его в Германию. Спрос очень большой, готовы брать все, что произведут. Но рапс в Рф исторически – непопулярная культура, у нас очень мелкие посевы, нам самим не хватает. Подсолнечник очень тяжел и очень дорог. Если рапс можно сеять раз в два года, чередуя с пшеницей, то подсолнечник – раз в 5 лет, это очень тяжело для земли. Он более «пищевой», рапс наименее прихотлив. А что касается отходов животного производства, отходов отработанных жиров Макдональдса – здесь еще как бы нет культуры их сбора. Кандидатуры рапсу я не вижу.

Если в Рф будет разрешено создание биоэтанола, то какова будет его себестоимость?

Дешевле, чем в Европе, приблизительно как в Америке, в районе 35 центов за литр, но снова же с огромным «но». Вопрос, какая будет стоимость зерна? На данный момент пшеница стоит 4,5 рубля за килограмм, это исторический максимум. Есть такая поговорка – наилучшее средство от больших цен на пшеницу – это высочайшие цены на пшеницу. На данный момент, я знаю, все фермеры бросились сеять еще более пшеницы, так как у нас очень маленькая память, и все считают, что если все было отлично, то будет отлично и далее. Потому мы ожидаем, что цены значительно свалятся последующей осенью, в этом плане здесь обычный экономический цикл.

Я слышал, что в наших критериях, (имеются в виду низкие температуры), появляются какие-то задачи с внедрением биоэтанола. Так ли это?

Есть такая тема. Чем она вызвана? Биоэтанол набирает воду, и если у нас нехорошее качество системы заправок, нехорошие трубопроводы, дырявые баки, так именуемая подтоварная вода, то такая неувязка появится. Потому мы хотим предложить внедрять биоэтанол на обычные сети заправок. В принципе, пример Канады, которая сильно много производит и употребляет биоэтанол, указывает, что все может быть нормально. При обычной культуре производства все эти препядствия решаются. Да, вероятнее всего, будут какие-то трудности при неверном использовании, как и всюду, но мы научимся. Все, что соответствует Евро-2 и выше, не вызовет никаких вопросов.

Есть ли сейчас потенциальные игроки, которые могли бы выйти на рынок после урегулирования законодательства?

Мы в ассоциации предлагаем два шага для Рф. 1-ый шаг – экспорт, 2-ой шаг – внутренний рынок. Экспорт уже на данный момент разрешен, трудности есть, как и у хоть какого русского бизнеса, но можно экспортировать этанол на Запад и в Японию безакцизно. На данный момент строится несколько заводов. Сначала это компания «Титан» в Омске, компания «Пава» объявила о том, что перепрофилируется с мукомольной на этанольную тему, проект Вип-Ойла, это Волгоград. Другими словами, проекты есть, и люди, как я понимаю, ожидают некоторых сигналов от власти, одобряет она это либо нет. Люди готовы строить, средства есть. Пока все это нацелено на экспорт, но если поменять акцизы, то внутренний рынок мгновенно станет еще прибыльнее.

Проводили ли вы какие-то консультации с Правительством?

Да. Все за, не считая Минфина, снятие акцизов для их как красноватая тряпка, они сходу молвят «нет», не разбираясь ни в чем. Если гласить про историю вопроса, то было письмо Путину от министра сельского хозяйства Гордеева с коротким изложением темы. Путин идею одобрил. На данный момент Правительство во главе с Фрадковым готовит письмо и перечень мероприятий, которые предлагается выполнить для развития этого рынка. В этом перечне мероприятий – те законы, о которых я гласил, плюс масса других законов, к примеру, по кадрам, которые мы начинаем терять.

Поглядим на реакцию, так как в целом отношение положительное, другими словами Правительство, Минсельхоз 2-мя руками «за», другие отрасли (нефтянка) скептически «за». У ЛУКОЙЛа 5 тыс. заправок по всему миру за пределами Рф, где они должны использовать биоэтанол, и им без различия, у кого брать – у русских производителей, либо еще у кого-либо, при иных равных.

Есть ли договоренности с регионами, к примеру, с Москвой?

Как понятно, мы живем в федерации и , если в Америке каждый штат воспринимает свои законы о качестве воздуха, бензина, то у нас слово «федерация» значит, что есть федеральные законы, потому у Москвы сильно мало рычагов воздействия либо давления на эту ситуацию. Даже правильное начинание Лужкова – Евро-3 ввести ранее, чем во всей стране, мгновенно осудили, произнесли, что нельзя. Это основная неувязка. А энтузиазм к этому вопросу большой, я повсевременно общаюсь с столичным правительством. Это был бы большой рынок, 3,5 млн. машин – это значимая часть русского употребления. Потому наше предложение – ввести некоторые пилотные проекты в той же Москве, например, в Омске, на Алтае, где планируется строить фабрики.

Москва задыхается в грязищи, пыли и выхлопах, и всего только 10% этанола на 30% значительно уменьшает выхлопы. Биодизель также еще экологичней, он вдвое понижает выбросы наночастиц.

Как я знаю, на данный момент в РАН готовится большая программка по биотехнологиям, Ассоциация планирует как-то в ней участвовать?

Я довольно скептичен в отношении будущих программ РАН. Академики очень обожают тему водорода, и не обожают тему этанола, так как в этой области необходимо не говорить, а делать. А водород – это тема, которая по оценкам востребует минимум 30 лет для коммерческого внедрения, и эти 30 лет можно брать экономное финансирование, и говорить о будущих результатах.

Я не против сотрудничества со всеми. Но мы как Ассоциация растем снизу, мы растем от реальных бизнесменов, которые реально готовы вкладывать средства в огромные либо малые фабрики. Я не верю, что сверху что-то можно насадить. Если будут какие-то кредиты, проекты, льготные средства – я только за, так как я надеюсь, что хоть что-то дойдет реального дела.

Каковы Ваши прогнозы на будущее?

Прогноз обычной – когда стоимость на нефть будет больше $60, то у отрасли будут блестящие перспективы. Как стоимость свалится ниже $40, все мгновенно забудут про биотопливо и остается одна Бразилия, которая это дело будет двигать далее сама. Потому весь вопрос – какая стоимость на нефть и сколько в текущей стоимости нефти политической составляющей? Так как если политической составляющей там много, то стоимость может свалиться очень, если политики там не достаточно и реально нефть истощается, у нас нет новых месторождений, то у отрасли будут отличные перспективы. А судя по всему, беря во внимание, что у нас уже полгода нефть болтается вокруг $60, два больших игрока на рынке – Саудовская Аравия и США – условились о некоем консенсусе, что всех все устраивает. И я верю, что ниже мы уже не сдвинемся, так как арабы и Наша родина ощутили вкус нефти за $60, и навряд ли очень отпустят цены, если не будет открыто какое-нибудь неописуемое месторождение где-нибудь в Америке. И я верю, что мы будем посиживать в этом коридоре, и ветвь ожидает обычное будущее. Это около 20% биотоплива лет через 20 лет. Еще есть увлекательный проект по биомассе (создание этанола из целлюлозосодержащего сырья), здесь может быть некий прорыв. С другой стороны, термояд мы уже лет 40 ждем.

В какой-то момент в Рф будет принято обычное законодательство, беря во внимание это, какое будет состояние биотопливного рынка РФ через 15-20 лет?

При помощи массы китайцев и афроамериканцев, работающих в русском Нечерноземье, которое станет более злачным вследствие глобального потепления (А Китай и Африка станут пустынями), я думаю, мы выйдем на 10%, и это будет отлично.

http://www.opec.ru/

Справка: Аблаев Алексей – вице-президент Русской биотопливной ассоциации. Выпускник физического факультета Новосибирского Муниципального Института. В 2004 году получил степень MBA в бизнес-школе Мичиганского Института, Анн Арбор, США со специализацией в стратегическом планировании и международном бизнесе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование записей временно отключено.