В июне 2012 года парламент Украины принял правительственный проект закона, разработанный Министерством энергетики и угольной индустрии Украины о поэтапном добавлении биоэтанола в бензин. А именно, соответственный законопроект «О внесении конфигураций в некие законы Украины о производстве и использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентов», зарегистрированный 12 июня т.г. под №10572-1, был принят 19 июня 252 голосами.
Что все-таки устанавливает этот документ? Законом определено, что содержание биоэтанола в бензинах моторных, которые выполняются и/либо реализуются на местности Украины, будет составлять в 2013 году более 5% (больших). При всем этом это только рекомендательная норма содержания биоэтанола в бензинах. Но уже с 2014-2015 гг. непременное его содержание должно быть более 5% (больших), а с 2016 г. — непременное содержание более 7% (больших).
При всем этом Министерство энергетики и угольной индустрии предсказывает, что с принятием и вступлением в силу законопроекта №10572-1 уже в 2014 г. 225 тыс. тонн бензина будет заменено биоэтанолом.
Также предлагается установить, что деятельность, связанная с созданием бензинов моторных смесевых либо с добавлением (смешиванием) биоэтанола и/либо биокомпонентов на его базе к углеводородной базе (бензинов, фракций, компонент и пр.), осуществляется предприятиями, список которых определяется Кабинетом министров по предоставлению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает реализацию гос политики в топливно-энергетическом комплексе, — Минэнергоугля.
Объясняя необходимость принятия закона, бюрократы выделили, что принятие соответственных норм позволит загрузить 38 простаивающих заводов «Укрспирта» и сохранить около 30 тыс. рабочих мест. Согласно расчетам Кабмина, в Украине есть возможность создавать 5 млн. тонн биотоплива в год, что позволит на 30% заместить импорт.
Не считая того, согласно объяснительной записке к законопроекту, целью принятия документа является создание подходящих критерий для развития производства и употребления других видов горючего на местности Украины, развития рынка моторного горючего и усиления энергетической независимости Украины.
При всем этом отмечается, что содержание биоэтанола в бензинах моторных до 10% не просит переоборудования топливной системы автомобиля.
Говоря о принятом проекте закона, следует также упомянуть и о том, что депутаты в тот же денек, т.е. 19 июня, отклонили законопроект №10572 «О внесении конфигураций в некие законы Украины об использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентов», разработанный депутатом Павлом Климцом (Партия регионов) и внесенный в парламент 30 мая т.г. При этом законопроект Кабмина (№10572-1) фактически на сто процентов повторяет документ, поданный П.Климцом 30 мая т.г. (№10572).
В парламентских закромах был очередной документ, который касался биотоплива. Не так издавна, а конкретно 24 мая т.г., Верховная Рада приняла законопроект №7524 «О развитии производства и потреблении био топлив». Законом определялись правовые базы урегулирования производства и употребления био горючего, базирующегося на использовании источников восстанавливаемого сырья и биохимических способов его переработки и предлагалось отнести к био горючему биоэтанол, биотопливо моторное, биотопливо дизельное, смесевое горючее, составляющие, сделанные из био энергетического сырья, для смешивания с классическими видами горючего, биоводород, биогаз, этил-трет-бутиловый эфир, сделанный с внедрением биоэтанола.
Посреди остального, законом устанавливалось, что толика смесевых бензинов и моторных топлив с содержанием биоэтанола к общему объему производства бензинов в Украине должна быть в пропорциях: в 2012 году — более 2%; в 2013 году — более 5, 75%, в 2014 году — более 15%; в 2015 году — более 20%.
Но президент не поддержал документ и 22 июня с.г. выслал его назад парламентариям с пометкой: «…предлагаю Закон Украины «О развитии производства и употребления био топлив» отклонить». При всем этом его последователь — законопроект №10572-1, а на данный момент уже Закон 4966-VI от 19.06.2012 — 2 июля выслан на подпись В.Януковичу и ждет пока собственного приговора.
Итак, что все-таки такое биоэтанол? Дадим мало справочной инфы. Биоэтанол — этиловый спирт. Его получают оковём брожения фактически хоть какого вещества, содержащего крахмал либо сахар, — зерна, картофеля, сладкого тростника, топинамбура, других сельскохозяйственных растений, отходов производства пищевых товаров и напитков. Исследования выявили возможность создавать биоэтанол также из целлюлозы, которая содержится в древесной породе, в стеблях кукурузы, рисовой шелухе и просе. При этом, по воззрению ученых, создание биоэтанола способно в значимой степени провоцировать сельскохозяйственное создание, экономику и сделать лучше состояние среды.
Сжигание спирта позволяет получить на 34% больше электроэнергии, чем было затрачено на его изготовка. Из кубометра переработанного зерна выходит 270-290 л незапятнанного (абсолютизированного) этанола вместе с некими ценными побочными продуктами.
Почти всегда используют не незапятнанный биоэтанол, а в консистенции с бензином для увеличения его октанового числа и понижения токсичности отработанных газов.
Как понятно, методом неотклонимого использования биоэтанола в бензинах уже издавна идут страны Европы, США и Бразилия. Многие крестьяне в западных странах инвестируют средства в строительство компаний по производству этилового спирта, увеличивают цены на зерно, участвуют в рассредотачивании прибыли.
Но в Украине на сегодня ситуация совсем другая. Как сказал АПК-Информ эксперт по вопросам биотоплива, сейчас данная ветвь в Украине находится в очень плачевном состоянии. Как отметил технический директор компании «Экомир», аспирант Харьковского государственного технического института им. Василенко Владимир Бунецкий, на сегодня в Украине есть два завода по производству биоэтанола и несколько личных компаний, но этот сектор рынка у нас не развит.
«На сегодня в Украине есть два завода по производству биоэтанола и несколько личных компаний, но этот сектор рынка, по получению биоэтанола, у нас не развит.
Сейчас украинские производители не могут выпускать высококачественный биоэтанол, т.к. у нас нет доступа к новым европейским технологиям. Это 1-ое. Во-2-х, есть позиция страны, и есть точные советы ученых, которые расползаются с позицией страны.
Не считая того, при использовании биоэтанола есть минусы. Создание биотоплива можно поделить на две ветки — биоэтанол (примесь для горючего) и ветка развития получения пиролизного газа (на нем работают движки внутреннего сгорания). Итак вот, ни в каком, ни в другом случае бензиновый двигатель не работает длительно. Работая на биоэтаноле, он приходит очень стремительно в негодность, ресурс мотора составляет 600-700 ч. К огорчению, об этом не много кто ведает.
Есть и еще отрицательные моменты. Так, к примеру, при отрицательных температурах это горючее застывает. Т.е. биоэтанолом можно воспользоваться в теплое время года, но не зимой.
2-ое, из-за накладности, огромных «откатов» стоимость на биоэтанол очень высока и заказчику, потребителю горючего, а мы берем в расчет АПК, все равно закупать биоэтанол либо нефтяное горючее, но на нефтяном горючем он подольше прогуливается, чем на биоэтаноле.
И, не считая того, пробить нефтяное лобби на сей день нереально.
В Украине делему биоэтанола можно было бы решить, если б запустились для начала сладкие фабрики. В Украине было 145 работающих сладких заводов, на сегодня осталось 27. А что все-таки далее? К огорчению, в стране сладкая ветвь уничтожается, а она тянула за собой машиностроение для сахарников. Ушла ветвь, и мы остались ни с чем. Ведь заработок на сладкой свекле на единице гектара был достаточно таки выгодным делом. Потому то, что на данный момент происходит в Украине, это некорректно.
Относительно переработки сахара в биоэтанол скажу, что сахар необходимо продавать, а в спирт перерабатывать другие, более подходящие, культуры.
Есть еще рапс — 90% его вывозится в виде маслосемян в страны Европы. Главным потребителем рапса является Германия, где налажена глубочайшая его переработка. При этом они берут у нас рапс, выбирают масло и для себя еще оставляют клетчатку, что является ценным сырьем. А, как следует, они и не дают нам доступа к технологиям.
Базовая наука в нашей стране находится в забытьи. Готовых технических решений по биоэтанолу нет. Хотя все это можно стремительно воплотить на наших спиртовых заводах, загруженность которых на сегодня составляет менее 25%. Фабрики стоят.
Не считая того, мне нередко задают вопрос: «Как я отношусь к вывозу биомассы за границу?» — Негативно. Почему мы должны вывозить сырье, если можно спаливать у нас, получать квоты Киотского протокола и продавать электроэнергию.
Что касается принятого законопроекта. Когда в стране работает вертикальная власть, то другие ничего не в состоянии сделать. Потому никакие новаторства, никакие проекты в этом направлении я еще не лицезрел законченными, доведенными до конца. Сейчас бизнесу в этой отрасли не дают работать, не дают разрешения и пр.
Но если б правительство желало решить задачи этого сектора, оно бы это сделало, но они не желают. На сегодня этот рынок на сто процентов монополизирован.
А приняв закон, трудности не решаться, рынок за 5 мин. не рождается, тут еще сильно много работы. При этом, подчеркну, что о наших разработках, разработках знают в Минагропроде, время от времени звонят, но реальных действий с их стороны нет. А пока они не начнут советоваться с учеными, делать хоть немножко научное обоснование, толку не будет.
Сейчас детально созданием биоэтанола занимаются южноамериканские компании, но у их совсем другой подход к этим вопросам».
Эксперт в отрасли биоэнергетики, зав. лабораторией технологий выкармливания биоэнергетических растений для производства биотоплива Миша Гументик также считает, что данному направлению в нашей стране не дают развиваться и подобные законы относительно биотоплива, его использования нужны.
«Законодательная политика была бы правильной, если б таковой закон на данный момент был принят и введен в действие. При всем этом если б были сняты какие-либо нормативные ограничения, которые воспрещают существующую госмонополию нарушить. Потому смысл в этом законопроекте есть. И если эту ветвь передадут бизнесу, может быть, двинется с места создание биоэтанола. Сейчас эта ветвь должна получить другую форму и другую заинтригованность.
Отмечу при всем этом, что на сегодня в Украине хоть какой спиртовый завод может перейти на создание биоэтанола
Мы хотим предложить и советуем использовать для производства биоэтанола нетрадиционные культуры, а не зерновые культуры. А именно, отходы сахарно-свекольной отрасли — мелассу, и в том числе особые сорта сладкой свеклы, которые будут употребляться чисто только для производства биоэтанола.
2-ая культура, более многообещающая в производстве биоэтанола, которая имеет большущее преимущество — сахарное сорго. Оно вдвое более урожайное, чем сладкая свекла, в нем сахаристость больше в 1,5-2 раза, чем у сладкой свеклы. При всем этом сладкая свекла является более продуктивной в этой отрасли. Потому наши советы для производства биоэтанола использовать конкретно сладкую свеклу и сахарное сорго.
В Европе эти культуры употребляются издавна. При всем этом сорго является аналогом по урожайности и по выходу спирта бразильскому сладкому тростнику.
Я не буду гласить о зерновых культурах, а именно о кукурузе, т.к. мы считаем, что растения сладкой отрасли на рынке сотворения биоэтанола новые и поболее многообещающие, чем зерновые. Дело в том, что внедрение той либо другой культуры определяется по рентабельности производства. Так, к примеру, если тонна кукурузы дает 400 кг этанола и стоимость кукурузы $200-300 за тонну, то сладкий сироп более дешевенький, т.е. себестоимость сырья для производства намного ниже. А 1 га сорго дает 7-8 тонн биоэтанола.
Что касается рапса и подсолнечника — трудозатратные культуры. Мы не советуем использовать их в производстве биоэтанола, это вчерашний денек.
Отмечу, что на сегодня Украина стопроцентно готова к производству биоэтанола. Главное — желание и заинтригованность. Не считая того, необходимо чтобы правительство сняло монополию на создание биоэтанола. Мы всегда пытаемся начать опыты. Но ни один завод не может нам в этом посодействовать, т.к. они — госсобственность. Уже лет 10 ни один из заводов не желает брать другое сырье для переработки в спирт. У страны монополия на создание спиртов, потому мы не имеем ни единых промышленных исследовательских работ.
А ведь понятно, что сейчас только третья часть мощностей спиртовых заводов загружены, не считая того, существует нефтяное лобби. Потому в Украине плачевное состояние с созданием этанола.
В то же время во Франции, в Швеции и других странах интенсивно употребляют отходы после сладкой свеклы для производства биоэтанола, а не считая того выкупают у нас мелассу и 99% рапса».
Представители же нефтяной отрасли не одобряют инициативы правительства относительно использования биоэтанола в горючем и разъясняют это тем, что разбавленный бензин растеряет в качестве, что, в свою очередь, может привести к резвому выходу движков из строя. Не считая того, есть опаски, что этанол, как окислитель, может привести к повреждению других деталей автотранспорта. Но, с другой стороны, введение в бензин биоэтанола сделает лучше экологическую ситуацию, потому что получаемая в конечном итоге смесь содержит меньше вредных и для мотора, и для среды веществ.
Директор исследовательского центра «Психея» Сергей Сапегин:
«Проблематика производства спиртсодержащих топлив издавна исследуется участниками рынка. 1-ые официальные пробы использования спиртовых добавок были предприняты и были успешны. Камнем преткновения было отсутствие нормативной и законодательной базы. Потому можно с большой толикой убежденности гласить о том, что это направление развития внутреннего производства топлив будет поддержано президентом.
В то же время, этим законом не учтено, что все устаревшие марки автомобилей и часть современных автомобилей конструктивно рассчитаны для использования горючего с содержанием только до 5% спирта (Е5).
Не рассчитанными на применение горючего с содержанием спирта 105 и поболее являются, а именно, авто Fiat, выпущенные до 2000 г. включительно, и еще 11 более современных моделей Fiat, все авто Мерседес до 1985 г. включительно и 44 модели Мерседес 1986-2005 гг. выпуска. 12 моделей Фольксваген 2001-2006 гг. выпуска также не допускают внедрение горючего Е10. С учетом структуры автопарка Украины, в каком в большей степени устаревшие авто, не созданными для использования горючего с содержанием 105 спирта и поболее являются две третьих бензиновых автомобилей.
Т.е., невзирая на перспективность такового направления, в Украине должна быть госпрограмма по переходу на другие виды горючего, которая должна предугадать вместе с льготами для их производителей программку утилизации устаревшего парка автомобилей и стимулирования потребителей на покупку новых моделей авто, созданных для использования спиртсодержащих топлив.
Не считая того, должна быть программка по информированию конечного потребителя о способности внедрения в том либо ином авто горючего с содержанием этанола более 5%. Не считая того, нужна система контроля свойства, финансирование закупки оборудования в лаборатории и выделение средств конкретно на контроль свойства спиртсодержащих топлив.
В производстве спиртовых топлив в текущее время употребляются в большей степени отходы сладкой индустрии. Развитие биотопливного направления будет содействовать повышению спроса на эти отходы и сделает лучше экономическое положение сельхозпроизводителей. Не считая того, создаются дополнительные рабочие места в нашей стране.
Для производителей бензина спирт является высокооктановой добавкой, производимой в Украине. Тем производители бензинов будут меньше зависеть от мировой нефтяной конъюнктуры и иметь в этом смысле конкурентноспособные достоинства перед импортируемыми нефтепродуктами. В то же время, в случае резкого и значимого понижения глобальных цен на нефть, создание спиртовых топлив может стать невыгодным, что обуславливает необходимость планирования производства спиртовых топлив с учетом прогнозов глобальных цен на нефть.
Если же гласить об Украине как о государстве, то переход на спиртсодержащие горючего в значимой мере понижает энергозависимость нашей экономики от мировой конъюнктуры и политического давления.
Основными производителями биоэтанола в Украине являются такие компании: Группа компаний «Техинсервис», ООО «КоронАгро», ООО «БИОХИМ ГРУПП», ЧП «МФ «Интеркрайт» и ЗАО «Эко-Энергия».
В розничной торговле в период 2011- 1-ая половина 2012 гг. находятся такие виды горючего, содержащие биоэтанол: INNOVATIVE-95, А-92-е40, А-92-е40 turbo, A-95-e40, A-95A, Аб-92е40 EXTRA, Аб-95е40 EXTRA, Аб-98е85 EXTRA.
Активное строительство новых заводов по производству спиртсодержащих топлив, также переориентация ликероводочной индустрии страны на создание биоэтанола является косвенным доказательством достаточной рентабельности этого бизнеса. В то же время, такая активность пришлась на пик нефтяных цен. В текущее время наблюдается глубочайшая корректировка цен на нефть, что может поставить под вопрос высшую рентабельность заводов.
Цена тонны спирта составляет около 10,5-11 тыс. грн. На украинском рынке высокооктановые бензины предлагаются по стоимости 12,5-13,6 тыс. грн. за тонну. Т.е. цена спиртсодержащего горючего на 20% ниже. Даже с учетом вероятного большего расхода алкоголесодержащего горючего по сопоставлению с нефтяным оно прибыльно для конечного потребителя.
Полагаю, что в последнее время главные объемы биоэтанола будут поступать на внутренний рынок.
Во-1-х, цены на горючее в Украине не уступают европейским, а с учетом дополнительных издержек на логистику, они тем паче конкурентны.
Во-2-х, в Украине не работает муниципальная система контроля свойства, что дает отдельным участникам рынка возможность оживленно развиваться, непременно, во вред потребителю.
В-3-х, не разработана совсем правовая база, и слабо работают механизмы защиты конечного потребителя. Так как не для всех автомобилей их производители допускают применение спиртсодержащих топлив, а автомобилисты не знают об этом и употребляют такие горючего (из-за более низких цен), украинский рынок в текущее время несколько завышен по собственной емкости, чем должен быть».
Как заявил заместитель директора Департамента по вопросам нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей индустрии и других видов горючего Константин Бородин, на сегодня мощности спиртовой отрасли задействованы в границах 40%, потому добавление биоэтанола к бензину позволит эту ветвь дозагрузить. По его словам, Минэнергоуголь находится в активном диалоге с Министерством земельной политики и продовольствия, в каком рассчитывают модернизировать и дозагрузить более 10 спиртовых компаний и прирастить в целом загрузку спиртовых заводов до 70% и поболее.
Украинская власть временами уделяет свое внимание на вопросы биотоплива и развитие данного рынка в Украине. Так, к примеру, еще в ноябре прошедшего года тогда 1-ый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев поручил Министерству земельной политики и продовольствия создать программку перепрофилирования лишних мощностей спиртовых заводов на выпуск биоэтанола.
Премьер-министр Украины Николай Азаров в это время заявил, что в Украине следует поменять политику агроэкспорта в сторону продвижения на наружный рынок продукции с высочайшей добавленной ценой. При всем этом перед учеными была поставлена задачка создать стратегию переработки сельскохозяйственного сырья, а именно на биоэтанол, биодизель, шрот и т.д. Не считая того, Н.Азаров поручил Минагропроду переориентировать сладкую ветвь страны на создание биотоплива.
В свою очередь, министр земельной политики и продовольствия Николай Присяжнюк еще в сентябре 2011 г. делал заявления о том, что в случае подписания контракта о разработке зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС Украине будет позволено экспортировать без пошлин 100 тыс. тонн биоэтанола. «Что очень принципиально для отрасли сельскохозяйственной направленности — это то, что нам будет позволено без пошлин экспортировать 100 тыс. тонн биоэтанола. Т.е. это простимулирует развитие производства биоэтанола как раз на базе сельскохозяйственной продукции. Сначала, это кукуруза и сладкая свекла», — заявлял глава агарного ведомства, при всем этом он подчеркивал, что т.к. Украина планирует прирастить площади посевов сладкой свеклы, ей нужно находить рынки для реализации данной продукции. По его словам, 100 тыс. тонн — это 12,5 млн. дол спирта, т.е. это 50% того спирта, который в Украине делается, «т.е. мы можем нарастить объемы производства биоэтанола, увеличив объемы переработки сельскохозяйственной продукции».
В 2012 году правительство опять возвратилось к данному вопросу. Так, в марте т.г. Н.Присяжнюк заявил, что излишек производства сладкой свеклы, появившийся в связи с ограничением экспорта украинского сахара на рынок Таможенного союза, может быть применен для производства биотоплива. По его словам, земельная ветвь Украины сумеет обеспечить практически половину внутренней потребности страны в светлых нефтепродуктах.
Отметим также и тот факт, что сначала 2012 года земельный министр Украины посетил с рабочим визитом Вашингтон, где провел встречу в Госдепартаменте сельского хозяйства США, на которой посреди иных вопросов дискуссировались и перспективы производства биотоплива. «В итоге переговоров мы достигнули договоренности, что меж Украиной и США будет подписан меморандум, который будет предугадывать законодательную, техно помощь и денежные инвестиции по развитию биотоплива», — отметил Н.Присяжнюк.
Как сказал глава Минагропрода, при действенной переработке сладкой свеклы и кукурузы земельная ветвь Украины сумеет обеспечить половину внутренней потребности в светлых нефтепродуктах.
При всем этом, по данным министра, уже на данный момент Украина ведет работу вместе со спецами Китайской Народной Республики в направлении способности переоборудования украинских спиртовых заводов на фабрики по производству биотоплива, о чем он заявил в мае т.г.
Следует также отметить, что Министерство земельной политики и продовольствия Украины считает нецелесообразной муниципальную монополию на создание биоэтанола и считает целесообразным поручить его создание земельному бизнесу и не инвестировать в это муниципальные средства. И, как заявил заместитель министра земельной политики и продовольствия Николай Безуглый, земельный и энергетический бизнес готовы вложить намного больше, чем 1 миллиардов. грн., для того, чтоб сделать создание биоэтанола в Украине.
Как лицезреем, по данному вопросу, поднятому правительством в принятом законопроекте, существует огромное количество воззрений, из которых половина положительных, другая часть — отрицательная. На сегодня нет конкретного представления, как отразится на рынке горючего принятие и утверждение закона о биоэтаноле. Но точно можно сказать только то, что в Украине создание биоэтанола еще пока не налажено подабающим образом, рынок не развит, и спрос на биоэтанол отсутствует. При всем этом существует огромное количество спорных вопросов как законодательных, так и производственных. А не считая того, еще как бы нет убежденности в том, подпишет ли данный закон глава страны, или его поймет участь быть ветированным.
Виктория Сорокопуд