Жидкое биотопливо

Биотопливо

Ну вот и подходит к концу жаркое лето 2010. За всеми летними выставками, тест-драйвами, обзорами и конференциями мы как-то упустили из виду топливный рынок, в то время как на нем в очередной раз разгорелась одна из самых фаворитных обсуждений нового века. Для тех, кто еще не додумался — речь в данном материале пойдет о перспективах перехода на более «экологичное» горючее.

Жидкое биотопливо, биогаз, биоэтанол, биобутанол, биодизель, газахол,газалин, другое горючее, другая энергия

Аналитики «www.ecotoc.ru» попытались осветить все нюансы вопроса: от технологии производства до прогноза развития политической ситуации на муниципальном и международном уровнях. В конце каждого рассмотренного блока вы отыщите рейтинг так именуемых pro и contra («за» и «против»), характеризующих те главные вопросы, решение которых позволит нам в итоге выиграть в этой, охватившей планетку «гонке за экологичностью».

На схемах:

1. Динамика мирового производства биодизеля
2. Технологическая схема получения биотоплива
3. Главные технологии производства биотоплива

?Что создавать?

Начнем наш обзор с более узнаваемых типов биотоплива — биоэтанола и биодизеля. Биоэтанол представляет собой технический этиловый спирт, который делается методом гидролиза либо способом ферментизации (так из крахмала либо целлюлозы выделяется глюкоза) сахаросодержащих растений или травы, шелухи и опилок с следующей ректификацией, либо, если по-русски — очищением. Уже только его внедрение в качестве 10% добавки в бензин, поможет на 30% понизить количество вредных выбросов, повысить октановое число и прирастить мощность мотора. Самой прибыльной сельскохозяйственной культурой для его производства считается кукуруза (с 1 га можно получить 2,5 куб. м биоэтанола). Основная неувязка состоит в том, что высочайшие русские акцизы на спирт делают его дороже бензина, а в качестве топливной добавки биоэтанол у нас просто не делается.

С биологическим дизелем ситуация несколько лучше: ввезенный стоит всего на 2-3 рубля дороже обыденного дизтоплива, и уже не за горами возникновение первого российского производства. Так пензенская компания «Агробиотехнология» планирует создание производства мощностью 250 тыс. тонн в год. В ЮФО аналогичный проект развивает компания «Русагропроект» (Волгоградская область). Пока же биодизель делается в Рф исключительно в экспериментальных целях, в рамках проекта нижегородского Работкинского земельного института. Пока российские аграрии планируют растить рапс только для экспорта в европейские страны, в каких всё вырастает толика употребления горючего на его базе, в то время как посевных площадей уже не хватает. Создавать биодизель на местности Рф не прибыльно, потому что его ввоз в Европу более проблематичен, чем ввоз сырья (рапсового масла), которое не только лишь не облагается пошлинами, да и закупается у Рф по мировым ценам.

К слову, создание биодизеля доступно не только лишь аграриям. Как указывает практика, вероятна его добыча и из животных жиров. Так на этой ниве соединили свои усилия две больших американских компании: «ConocoPhillips» (топливная) и «Tyson Foods» (создание мясных товаров). Их кооперативный проект с течением времени сумеет приносить Штатам до 1 млн. тонн биодизеля в год. Напомним, с января 2005 года в США действуют налоговые льготы для нефтеперерабатывающих компаний, занимающихся созданием экологически незапятнанного горючего. А для «Tyson Foods» создание биодизеля это последняя надежда способная уберечь компанию от банкротства.

Вобщем, как показало время, не непременно вести торговлю водянистым биотопливом. Живой пример тому проект нижегородского многопрофильного агрохолдинга «Держава», который уже очень удачно экспортирует в Швейцарию и Эстонию так именуемые «топливные гранулки». Эти гранулки, либо, если угодно, «пеллеты» (как их еще именуют), представляют собой подабающим образом обработанные отходы зернового производства Романовского комбината хлебопродуктов (РКХП) в Саратовской области. На данный момент на заводе проходят работы по наращиванию мощностей производства. Планируется, что уже к концу текущего года мощность производства достигнет 36 тыс. тонн такового горючего в год. Не считая того, 22 июня этого года ОАО «Интернациональный вкладывательный банк» и ООО «ВИД» подписали соглашение о финансировании проекта по производству пеллет на местности республики Марий Эл. Цена проекта составляет 13 млн. евро.

Создание топливных гранул лучший вариант для регионов с развитой структурой лесоперерабатывающих компаний. Так в Нижегородской области объемы отходов таких компаний составляют 440 тыс. тонн в год. Казалось бы — можно озолотиться, но вот необходимость вложений в инфраструктуру и присутствие на рынке такового сурового соперника как «Газпром» (газифицирующий северные районы области за счет строительства мини-котельных, работающих на пеллетах) делают хоть какой бизнес не выгодным. Вобщем, такое положение вещей не смутило нижегородское ООО «Ресурс», которое при содействии германского инвестора (банка KFW) развивает проект по строительству ряда заводов, производящих топливные гранулки. Проект бы издавна уже стартовал, вот только после принятия нового Лесного кодекса для его удачной реализации придется прирастить инвестирование с 3,5 до 11 млн. евро. Это вызвано тем, что согласно новенькому законодательству завод сам должен обеспечивать создание сырьем: заниматься лесоразработкой, вывозом древесных отходов, обслуживанием лесных массивов и восстановлением лесов. Таким макаром предприятию будет нужно принять на баланс местные лесхозы на которых на данный момент лежит эта обязанность.

Жидкое биотопливо, биогаз, биоэтанол, биобутанол, биодизель, газахол,газалин, другое горючее, экоток

Очередной вариант «незапятнанного» горючего предложили русские свиноводы, они предлагают использовать неминуемые в процессе работы свинокомплексов отходы, такие как газ и навоз. Для техники такое горючее естественно непрактично, а вот для подогрева теплиц в самый раз, да к тому же на утилизации сберегут. «В старину на Руси навоз замешивали с травой, высушивали, и зимой растапливали им печку. Эту же технологию, в улучшенном виде, мы и будем использовать. За летний период накопим биотопливо, а с октября по апрель будем отапливать им теплицы», — гласит Алексей Гриншпун, председатель совета директоров самарского агрохолдинга «СВ-Поволжское».

Видимо настолько же радужными на этот счет были планы правления нижегородской агрофирмы «Птицефабрика ‘‘Сеймовская»» в 2005 году. На сегодня её генеральный директор Артур Холдоенко оценивает перспективу производства биогаза более трезво: строительство комплекса обойдется в 200-350 млн. рублей и практически весь произведенный газ будет уходить на отопление производственных установок в течение 4-5 месяцев каждого года, что критически скажется на окупаемости проекта.

Пока мы пробовали свыкнуться с идеей о переходе на биоэтанол, две наикрупнейшие компании с известными всему миру именами «DuPont» и «British Petroleum» за каких-либо три года разработали кооперативный проект по производству биобутанола, который уже в этом году появится на английском рынке, таким макаром, биоэтанол уже сейчас можно считать морально устаревшим, а как следует, и все проекты по его популяризации на рынке.

+ излишек отходов от разных производств и выкармливания сельскохозяйственных культур позволит сберегать исчерпаемые природные ресурсы

+ отходы производства начинают приносить прибыль

+ хорошие перспективы для экспорта в страны Европы

— имеющееся законодательство не позволяет русским компаниям получать суровую прибыль от производства биотоплива

— необходимость финансовложений в развитие инфраструктуры

— в связи с возникновением новейшей био технологии, продвижение на рынке биоэтанола становится все наименее многообещающим

?Для кого создавать??

Начнем с достаточно оптимистичного прогноза, согласно которому следует ждать в наиблежайшие годы резкого скачка спроса на русское рапсовое масло со стороны государств Европы. Благодарить мы должны как ни удивительно сам Евросоюз, подстегивающий темпы перехода западных государств на более экологически незапятнанное горючее. 1-ые последствия этого уже наблюдают обитатели Германии, где равномерно вырастают цены на маргарин, шоколад, а главное — пиво.. Таким макаром, конфигурации в ценообразовании затронут и интересы русских гурманов. Предпосылкой всему этому послужила необходимость высвободить для посадки рапса угодья, на которых ранее произрастали ингредиенты возлюбленных сердечку товаров.

О том как у нас в стране обстоит дело с созданием биотоплива мы достаточно тщательно поведали в прошлом блоке, остановимся на том, что Рф при текущем законодательстве создание горючего для техники просто не прибыльно. 0дним из приоритетных направлений является рынок топливных гранул и брикетов, который с каждым годом увеличивает объемы производства. По экспертным оценкам в 2006 году в Рф было произведено 300 — 350 тыщ тонн гранулированного биотоплива, из их более 80% ушло на экспорт. Более половины производимых на местности страны гранул покидает РФ через порты Финского залива. Основная масса — через санкт-петербургский морской порт. Остальной продукт уходит к зарубежным заказчикам через порты государств Балтии, либо по суше.

Достаточно увлекателен тот факт, что если пару лет вспять зарубежные компании-потребители настаивали на транспортировке гранул «много» в трюме судна (это позволяло им значительно сберегать на логистике), то на данный момент они согласны закупать их в форме более устраивающей русских производителей. Вот только неувязка доставки гранул в порт продолжает оставаться очень значимой, решить ее смогли очень и очень немногие. Посреди тех кому это удалось скандинавский «Fortum» и швейцарская «Eurowatt Commerce». Они могут позволить для себя убытки в несколько тыщ евро, которые тянет за собой дневная задержка продукта, а ведь на их так богата русская реальность. В плане торговли с большими забугорными компаниями вообщем наметился нетривиальный для нашей страны феномен: когда качество производимых гранул выше, чем предъявляемые закупщиком требования. Но, согласитесь, в сопоставлении с остальными это далековато не самая значимая неувязка.

Посреди российских производителей следует уделить внимание таковой фигуре как «Российская Биотопливная Ассоциация» (РБА), показавшаяся на рынке 2003 году в рамках программки по обеспечению координации и рентабельности экспорта биотоплива. Этот консорциум составили ряд поставщиков биотоплива, посреди которых и такие известные компании, как Вологдабиоэкспорт (Величавый Устюг) и «Росполитехлес» (Усть-Ижора). Практически сразу с РБА появилась на свет и мысль русского «Биотопливного терминала». Проект подразумевал создание спец терминала для перевалки топливных гранул в одном из портов РФ. На самом деле таковой терминал должен владеть 3-мя главными составляющими: цех по разгрузке вагонов, склад долгого хранения и механизм погрузки гранул в трюмы судов. Уже в 2004 году РБА получила от правительства Нидерландов грант на реализацию проекта. При участии Балтийского Лесопромышленного Холдинга был построен биотопливный терминал в новеньком портовом комплексе «Усть-Луга».

Достаточно значительно сказываются на динамике экспорта биотоплива и различные конфигурации, как в российском, так и в зарубежном законодательствах. Например, после того как правительство Италии в августе прошедшего года урезало субсидии на «зеленоватое электричество» (производимое методом сжигания топливных гранул и брикетов), значительно снизился и спрос со стороны итальянских компаний. Но, в данном случае в пользу Рф продолжает играть значительно отставание европейцев в рамках обязанностей по понижению объемов вредных выбросов (снова же, спасибо Евросоюзу). Таким макаром, странам Европы остается или брать у РФ квоты на загрязнение, или увеличивать темпы использования экологически незапятнанного горючего, основной ресурс которого, снова таки, принадлежит россиянам.

Вобщем, не только лишь российские компании торопятся подогреть руки на «злосчастных» европейцах. Большой потенциал в производстве экологически незапятнанного горючего имеется и у Бразилии. Там правда, в силу специфичности местной флоры, в качестве основного сырья для производства употребляется сладкий тростник. Себестоимость производимого на его базе биоэтанола составляет около 20 с излишним центов за литр. По прогнозам профессионалов, если б не надлежащие налоговые и таможенные барьеры, Бразилия уже издавна прирастила объемы производимого биотоплива в 10 раз и наводнила им рынки Европы, США и Стране восходящего солнца. Увлекательным фактом стало то, что инвестированием бразильских производств занялся узнаваемый финансист Джордж Сорос. Исключительно в этом году они с бразильскими партнерами инвестировали в строительство нескольких заводов около 900 млн. баксов.

Огромные перспективы открывает новенькая стратегия ЕС и перед Казахстаном, заметим, девятым в мире государством в мире по площади местности. Там до сего времени не могут сделать выпуск горючего соответственного европейским эталонам и развитие биотопливного рынка станет для наших соседей реальным спасением. Сейчас правительство Казахстана занимается разработкой законопроектов, которые обусловят будущее топливной отрасли. По прогнозам профессионалов средняя цена казахстанского биоэтанола окажется значительно ниже бразильской. Следом идут америкосы с их 30 центами за литр «соевого» горючего. Но у их гонка за топливом, подобно ситуации в Германии, рискует вырасти в продовольственный кризис. Уже на данный момент в Штатах наблюдается осязаемый рост цен на кукурузу.

Ну и последний неприятель биотопливного рынка это погода, которая, как вы осознаете, ни политическим, ни экономическим механизмам неподвластна. Необходимо сказать преподносит свои сюрпризы она не только лишь россиянам. Так, прошлой зимой в Германии, Италии и Австрии, внезапно затянувшаяся до середины января оттепель чуток было не привела к краху ряда компаний, ведущих торговлю топливными гранулками.

+ Наша родина в состоянии создавать биотопливо свойства и количества, соответственных европейским требованиям и спросу

+ перспективы резкого роста спроса со стороны государств Европы

+ рост энтузиазма зарубежных инвесторов к развитию русского рынка

— пока, потребности 1-го забугорного потребителя в состоянии удовлетворить только несколько российских производств

— большая часть российских производств находится вдалеке от морских торговых путей, что значительно сказывается на цены издержек и наращивает опасности заказчиков

— рост числа стран-конкурентов

— зависимость рынка экологического горючего от погодных критерий

О том как справедливыми окажутся наши прогнозы, как обычно, скажет время. Но, возлагаем надежды, мы хоть малость посодействовали вам сформировать своё мировоззрение: следует ли вкладывать средства в данную ветвь, получать неопасную для экологии технику и оборудование либо заниматься выращиванием сырьевых культур. Роль в рынке биотоплива было и продолжает оставаться высокорисковым во всех его секторах. А его игроки в хоть какой момент могут, как озолотиться, так и утратить все сбережения.

Лев Николаев
www.ecotoc.ru

(Зелёный ток, Жидкое биотопливо, биогаз, биоэтанол, биобутанол, биодизель, газахол,газалин, другое горючее, другая энергетика, Liquid biofuels, biogas, bioethanol, biobutanol, biodiesel, gazahol, gazalin, alternative fuel, alternative energy)

Russian portal about alternative energy and eco technology

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование записей временно отключено.