Перевод машин на биотопливо: опасности и опасности

Украина скоро станет чуток больше похожа на Бразилию. 20 июня Верховная Рада приняла закон о добавлении в бензин биоэтанола — спирта, обширно применяемого в латиноамериканской земельной державе в качестве авто горючего.

Переход на пристижное сегодня биотопливо пройдёт равномерно. В 2013 году депутаты только советуют, а не обязывают добавлять в бензин 5% биоэтанола; в 2014-2015 гг. эта толика станет неотклонимой, а с 2016-го — вырастет до 7%. Сам по для себя этанол опасности для авто движков не несёт, а для экологии наименее вредоносен, чем обычный бензин. Но на коррумпированном украинском рынке, значительная толика которого находится в тени, благое дело может привести к противным последствиям.

Перевод машин на биотопливо: опасности и опасности

Пищу — в бензобак. Украинские машины через год начнут заправлять топливом из овощей Фото: Игорь Добровольский

Сахарозаменитель

На бразильских заправках встречается как обыденный бензин с добавлением 20% этанола, так и стопроцентное биотопливо. Но заправлять незапятнанным этанолом можно только машины со специально приспособленными движками, которых в Украине пока нет. Потому украинские депутаты решили начать с малого.

Перевод машин на биотопливо: опасности и опасности

На вопрос «для чего это необходимо?» есть несколько ответов. Во-1-х, внедрение спирта уменьшит зависимость страны от импорта нефти. Во-2-х, загрузит предприятия агропромышленного комплекса. «Не считая того, добавление биоэтанола благоприятно скажется на экологии городов — понизит выбросы вредных веществ в атмосферу», — гласит Андрей Чередников, директор Азовской нефтяной компании и глава комитета моторного биотоплива Ассоциации участников рынка других видов горючего Украины (АПЭУ).

«На данный момент в бензин для увеличения октанового числа и улучшения сгораемости добавляют присадки — продукты нефтехимии, — разъясняет директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Биоэтанол — более «здоровый» аналог этих присадок. Сущность горючего не изменяется: это как в чай добавить сахарозаменитель заместо сахара».

Сладкое горючее

Стоимость вопроса — $250-300 млн. В такую сумму оценивает объём нового рынка для производителей этанола аналитик вкладывательной группы «АРТ Капитал» Станислав Зеленецкий. «В главном нововведение призвано сделать рынок сбыта для 20 спиртзаводов, входящих в госконцерн «Укрспирт», которые планируют приватизировать и которые могут быть переоборудованы для производства биоэтанола в кратчайшие сроки», — разъясняет аналитик.

Сырьём для биоэтанола может служить огромное количество растительных товаров: например, бразильцы создают топливный спирт из сладкого тростника, америкосы — из кукурузы. В Украине же более разумно использовать сладкую свёклу, а поточнее — отходы её переработки, так именуемую мелассу. Посреди других возможных «топливных» культур именуют кукурузу и рапс.

Специалисты едины во мировоззрении, что российские предприятия способны вполне покрыть потребности украинского рынка. «Предприятия, входящие в состав «Укрспирта», планируют достигнуть производства биоэтанола на уровне 200 000 тонн в год уже в 2013 году, — рассуждает аналитик вкладывательной компании Concorde Capital Роман Дмитренко. — Беря во внимание, что в 2011-м потребление бензина в Украине составило 4,29 млн тонн, планируемые объёмы производства «Укрспирта» смогли бы обеспечить требуемое законом непременное содержание биоэтанола в бензине».

Не в жеребца корм

Вобщем, рядовых автовладельцев больше тревожут не перспективы агрорынка, а очевидный вопрос: не небезопасно ли заливать «это» в собственный бензобак? Российские автодилеры пока изучают вопрос, а поэтому одного представления о вреде либо полезности нового горючего пока нет.

Максим Хомячек, директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом — НИКО», официального импортёра Митсубиши Motors в Украине, утверждает, что продаваемые его компанией авто готовы к вероятным нововведениям: дескать, японский производитель заранее позаботился о согласовании новенькому тренду в горючем.

«Согласно нормативной документации Митсубиши Motors Corporation допускается применение консистенции бензина с этанолом в пропорции до 10% этанола без модернизации мотора и топливной системы автомобиля», — разъясняет Максим Хомячек. Эксперт убеждает, что периодичность техосмотра машин и гарантийные обязательства на их останутся при всем этом постоянными.

Но не все его коллеги так оптимистичны. «Есть законопроект, а есть устройство автомобиля, — гласит PR-координатор компании «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов. — У бензина и спирта различная детонация, и многие иномарки, которые продаются в Украине, к такому горючему не приспособлены». По словам Владимира Иванова, о определенных мерах пока гласить рано. «Но пересмотр гарантийных сроков на авто совершенно точно будет», — считает он.

Смешай сам

Украинские автодилеры чувствительны к дилеммам с нехорошим топливом, замечает Куюн. «Обычно при первой же поломке клиент приходит к ним с претензией, что ему продали нехорошую машину, — ведает он. — Если же в ответ услышит, что по сути нехорошая не машина, а горючее, он разозлится ещё больше, сочтя это отмазкой».

Эксперт утверждает, что опаски дилеров хоть и гиперболизированы, но не беспочвенны: сам по для себя биоэтанол в маленьких дозах неопасен для движков, но лишь на цивилизованном, хорошо контролируемом рынке горючего. «Спирт — это химически брутальное вещество, работа с которым просит профессионализма и выдерживания технологий», — разъясняет Куюн.

Формально депутаты учли эти опасности. Согласно новенькому закону список компаний, которые получат право создавать биоэтанол и соединять его с бензином, определяется правительством по представлению Министерства энергетики и угольной индустрии. Андрей Чередников из Азовской нефтяной компании считает, что схожий контроль производителей «исключит возможность плохого производства таких бензинов и сделает неосуществимым его фальсификацию».

Но Куюн не полностью с ним согласен. «На данный момент 30% украинского рынка — теневые производители, делающие так именуемую бодягу, — разъясняет он. — Но если сегоднящая бодяга — это просто плохое горючее, то пробы прибавления биоэтанола в кустарных критериях могут вызвать ненужные хим реакции. Есть риск, что биоэтанол может добавить бардака на рынок, на котором и без него бардак».

Что почём

А вот на кошельках автовладельцев добавление этанола навряд ли отразится: даже в самых оптимистичных прогнозах речь идёт только о малозначительном понижении цен на бензин. Чередников предсказывает, что введение биотоплива понизит себестоимость готового авто бензина на 3-5%; Зеленецкий из «АРТ Капитал» считает, что при добавлении 5% биоэтанола стоимость бензина может уменьшиться примерно на 2-4%.

Куюн же утверждает, что стоимость не снизится совсем: «Биоэтанол необходимо смешать с бензином, эта услуга стоит средств. Плюс лицензирование операторов этого смешивания. Не считая того, на точку смешивания бензин нужно доставить — транспортные расходы тоже переложат на плечи покупателя».

По словам профессионала, большие операторы розничной торговли нефтепродуктами могли бы позволить для себя собственные мощности по смешиванию: их строительство востребует инвестиций в размере $3-4 млн, что сравнимо со ценой одного-двух автозаправочных комплексов. Но всё упирается в государственное лицензирование: коррупцию в Украине ещё никто не одолел, и неофициальные расходы на решение бюрократических вопросов могут войти в стоимость итогового продукта.

Пока не решён вопрос с акцизным сбором на новое горючее, который тоже будет оказывать влияние на стоимость бензина. Один из вариантов, рассматриваемых правительством, — бросить акциз на сегодняшнем уровне для тех, кто производит бензин с биоэтанолом, и повысить его для тех, кто будет поставлять горючее без биоэтанола.

Создатель: Дмитрий Слинько, Фокус

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование записей временно отключено.