Фото: Екатерина Штукина
Минпромторг заказал исследования, которые в перспективе должны позволить перевести штатские самолеты на другие виды горючего. Речь, а именно, идет о био- и криогенном горючем, газе и солнечных батареях. На изыскания ведомство издержит 628 млн рублей. Специалисты убеждены, что инициатива продиктована рвением к общемировой тенденции перехода на другие виды горючего, но экономической необходимости в этом пока не лицезреют.
Министерство индустрии и торговли объявило конкурс на проведение исследовательских работ «аспектов использования газового горючего на воздушных судах штатской авиации», следует из материалов о проведении открытого конкурса, размещенных на портале госзакупок. Ведомство также предлагает провести «разработку технологий сотворения летательных аппаратов на криогенном горючем и биотопливе». Необходимость разработок обоснована повышением парка авиатранспорта и объема потребляемого горючего, что ведет к истощению припасов нефти. Не считая того, внедрение альтернативного горючего уменьшит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, считают в Минпромторге. В рамках исследовательских работ также планируется проработать вопрос внедрения в авиации таких источников, как солнечная энергия, СВЧ, лазерное излучение и др.
На комплекс исследовательских работ Минпромторг выделяет 628 млн рублей, следует из конкурсной документации. Получатели госзаказа должны быть определены в марте. Результаты исследовательских работ и обоснование экономической эффективности проектов должны быть представлены в 2015 году. В предстоящем расчеты будут переданы авиационным компаниям. Каким конкретно, в Минпромторге уточнить не смогли.
Специалисты авиационной отрасли убеждены, что Наша родина стремится
соответствовать западным тенденциям. Так, Интернациональная ассоциация воздушного транспорта призывает все страны мира к стимулированию производства биотоплива для самолетов. При всем этом аналитики признают, что пока биотопливо все еще имеет очень высшую стоимость и делается в малых объемах.
— На данный момент в мире есть тенденция к переходу на другие виды горючего. Даже ВВС США — организация, не склонная к рискованным проектам, употребляет на данный момент биотопливо, — гласит начальник отдела научно-технической инфы Центрального института авиационного моторостроения им.П.И. Баранова Сергей Пеньков.
Для перехода на биотопливо будет нужно вводить в сельскохозяйственный оборот культуры, из которых оно делается. К примеру, рапс, который на данный момент в Рф не выращивают, гласит аналитик «Финама» Алексей Захаров. Организация выкармливания новых для страны сельхозкультур — процесс инертный, цены на сырье, пока его будет не хватать, останутся высочайшими. Запад нам не ассистент — там уже на данный момент существует нехватка посевных площадей под технические культуры. Как следует, финансовая эффективность от этого мероприятия пока мала, гласит Алексей Захаров.
В пресс-службе ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» «Известиям» сказали, что исследования в области других видов горючего ведутся, но пока не могут сказать, будет ли работа мотора на биотопливе эквивалента керосиновому движку.
В 1980-х годах исследовательскими работами в области других
видов горючего для авиации уже занималось конструкторское бюро Туполева.
— У нас до сего времени существует летная лаборатория ТУ-155, самолета,
который летал как на сжиженном природном газе, так и на водороде, —
ведает начальник отдела маркетинга ОАО «Туполев» Андрей
Туполев. — На данный момент тема неактуальна. Переход на другие виды горючего просит огромного количества дополнительного оборудования и сотворения соответственной инфраструктуры. Не считая того, водород и природный газ очень взрывоопасны.
По словам Алексея Захарова, внедрение иных других источников
тем паче нецелесообразно. Проекты самолетов на солнечных батареях остались на уровне тестов. Они проводились на легких машинах быстрее военного предназначения — оборонщики средств особо не считают, гласит эксперт. Передача энергии на борт лучом лазера имеет очень маленький КПД. Не считая того, для неизменной передачи лазерных лучей на борт самолета будет нужно строительство множества схожих станций по всему маршруту полета.
Опыты по использованию СВЧ-излучения проводились около 40 годов назад. Но с того времени о практической реализации этой идеи никто не задумывался: очень много технических заморочек,
связанных с габаритами передающих антенн, установленных как на земле, так и на борту самолета, ведает Алексей Захаров.
Внедрение солнечной энергии неактуально для магистральных лайнеров массой больше 100 т, гласит Андрей Туполев. При всем этом он уточнил, что биотопливом в компании заняться готовы при условии гос денежной поддержки.
— Без муниципального финансирования реализация схожих проектов
невозможна. При условии господдержки мы готовы вместе с двигателестроителями принять роль в реализации этой идеи, — гласит Андрей Туполев.
Специалисты единодушны: пока переход на другое горючее в Рф не нецелесообразен и не имеет экономических предпосылок. Западу необходимо снижать свою нефтяную зависимость от ОПЕК.
— Наша родина же способна обеспечить себя керосином при любом раскладе, — гласит Алексей Захаров. Наши инженеры не лицезреют технических заморочек при переходе на биотопливо, вопрос только в экономической необходимости проекта. Но инициативе Минпромторга в духе мирового тренда, не гласить об этом немодно, — считает Сергей Пеньков.