Для нашей страны экологически незапятнанное горючее – условие продвижения в Европу. А для харьковского ученого, 10-ки лет положившего на то, чтоб выхлопная труба пахла… жареной картошкой, — с трудом воплощаемая мечта.
Что ответил Путин?
Владимира Семенова именуют героем украинской биоэнергетики. Он — соавтор ДСТУ 6081:2009 на биодизельное горючее, научный координатор разработки и производства в Украине биодизеля I, II и III поколений из биомассы, жирных кислот, растительных масел, животных и рыбьих жиров, водных растений. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Государственного технического института «Харьковский политехнический институт», член-корреспондент Академии безопасности и основ здоровья — «отец» 200 научных работ и 17 изобретений. Не один десяток лет этот человек предан идее другой энергетики и может поведать о биотопливе всё.
Конкретно запах чипсов оставляют на поле трактора, заправленные биологическим дизелем. Не способные нарадоваться «техническому чуду» трактористы к тому же салфетку к выхлопной трубе прикладывают – белоснежной остается! И – никаких следов разлитого горючего: органика распадается на естественные составляющие и никак не вредит почве. На биодизеле может работать не только лишь сельхозтехника, а и городской автобус, маршрутка, автомобиль, разъясняет ученый. В Париже, к примеру, весь публичный транспорт ездит в черте городка только на экологически чистом горючем. А в столице Украины эту задачку брался воплотить в бытность мэром Александр Омельченко – даже заявки на строительство биозаправок успел разглядеть. Правда, брать экологическое ноу-хау на вооружение транспортные бюрократы не торопятся: 90% городских автобусов, молвят, оборудованы карбюраторными движками и ездят на бензине, который растительным маслом не разбавишь. Проще с президентами Рф и Беларуси условиться, смеется ученый. На письмо Владимиру Путину из Кремля пришел ответ, что для РФ это задачка на наиблежайшие годы. Из Госкомитета по науке и технике Беларуси сказали, что предложение о сотрудничестве с благодарностью принимают, потому что и сами проводят исследования в этом направлении – даже опытно-промышленную установку запустили. А в Украине мысль биодизельного горючего витает в ученых разумах уже лет 30!
Вызов нефтемагнатам
Вызов нефтяным компаниям Владимир Семенов сделал еще тогда, когда в нашей стране бензин стоил копейки. Исследовательскими работами в области альтернативного горючего он занимается с 80-х годов прошедшего века и одним из первых в СНГ предсказал биотопливу величавое будущее. Правда, средства на тесты нашлись только с началом топливного кризиса. Спецы ХПИ получили грант и за 54 тыс. грн. взялись подыскать лучшую подмену солярке. Рассчитав самое безболезненное для мотора соотношение солярки и биодизеля, инженеры представили новейшую установку для получения биодизеля из хоть какого растительного масла, жира и даже…сала!
— Рапсовое масло наливаем в реактор с электродвигателем и мешалкой снутри, а в другой емкости смешиваем метиловый спирт (метанол) и щелочь, — ведает Владимир Григорьевич. – Подогреваем эту смесь до 60 градусов, перекачиваем в сосуд с растительным маслом, перемешиваем и опять подогреваем до 45-50 градусов. Даем отстояться, и через час горючее готово! Сливаем биодизель в отдельный бак, а установку можем использовать для нового цикла.
С таковой задачей может совладать хоть какой крестьянин. Засевай поля нетребовательным рапсом, заправляй им трактор и забудь о котировках глобальных бирж и повсевременно дорожающей нефти! Расположить установку по производству горючего можно хоть в гараже: выставочный вариант, к примеру, — не больше 2-ух стиральных машин.
И горожанину от биодизеля – полезность. Переделывать автомобиль под него не нужно, довольно поменять топливные шланги и прокладки на более устойчивые. Био горючее – агрессивнее солярки, но слухи, что от биодизеля резвее изнашивается движок, — инсинуация, убеждает Семенов. Ее распространяют нефтяники, которым возникновение альтернативного горючего нерентабельно, потому что понижает их прибыли. От их даже можно услышать, что экологичное горючее… вредит окружающей среде. Семенов отвечает, что действие выделяющихся при сгорании масла оксидов азота нейтрализуется впрыскиванием воды во впускной коллектор мотора, уменьшением угла опережения подачи горючего и рециркуляцией отработанных газов. Что все-таки касается выброса в атмосферу вредных веществ, то биодизель существенно чище, чем солярка. Сажей дымит в два раза меньше, окиси углерода выделяет на 10-12% меньше, углеводорода – на четверть меньше, чем обыденное дизтопливо. А серы в выхлопе – 0,005 – 0,05 % против 0,2 – 0,5 % у солярки. Даже маленькая добавка биодизеля в солярку уменьшает вредные выбросы последней на 10-30%.
Безотходная разработка
Из 3-х тонн семян рапса выходит около тонны масла. А отходами переработки можно подкармливать скот. При промышленном производстве (установка может создавать от 1 до 14 тонн горючего в час) употребляется к тому же выделяющаяся глицериновая фаза – из нее в предстоящем делают глицерин, моющие средства и используют в фармацевтике.
Сырье же для биодизеля практически валяется под ногами: не считая рапсового, подсолнечного, кукурузного, арахисового, пальмового либо соевого масла, в биодизель можно перевоплотить даже отходы мясокомбинатов и отработанный фритюрный жир из чебуречных. К примеру, в Австрии, гласит Семенов, «МакДональдсы» сдают отработанное масло на горючее, на котором позже машины развозят их продукцию. Покупателями 5 установок ценой от 300 тыщ баксов стали америкосы — тамошние рестораны создают выше 10 миллионов л. использованного растительного масла в год. Еще 10 заказали поляки. В странах, где привыкли считать средства и поняли не бесконечность топливных ресурсов, автомобиль, заправляющийся горчицей и растительным маслом, — уже не фантазия, а действительность. В США создают метиловые эфиры из соевого масла, в Малайзии – из пальмового. Далее всех продвинулась Бразилия, где подавляющее большая часть автомобилей издавна заправляют тростниковым спиртом.
С 2010 года выпускать и потреблять биодизельное горючее обязались все страны объединенной Европы – его толика должна быть более 5% от полного количества применяемого горючего. Биозаправки, больше похожие на промышленные фритюрницы, уже появились по всему материку. По желанию автолюбителей на заправочных станциях биодизель могут заливать в автомобиль как в чистом виде, так и в качестве добавки (обычно от 5% до 35%) к дизтопливу. В Германии выпускается около 1,3 млн тонн биотоплива в год, во Франции – 780 тыс. тонн, в Польше – 230 тыс. тонн. ЕС уже на данный момент просит, чтоб нефтяные компании добавляли 2% биодизеля в обыденную солярку для увеличения ее свойства и экономических характеристик. Французы и британцы добавляют 5%, чехи – 31%, а в Германии 5% всех автомобилей уже ездит на чистом рапсовом горючем, тут действуют полторы тыщи биозаправок!
Шаг к независимости
В почти всех странах Европы обладатели авто с незапятнанным горючим получают льготы от страны. Автомобилистам, машины которых работают на биодизеле, разрешен бесплатный заезд в места, куда на других авто пускают за средства. Сельскохозяйственные предприятия, выращивающие рапс, имеют налоговые призы. В Германии, к примеру, крестьянин за каждый засеянный рапсом гектар земли получает 350 евро. Украине, считают люди науки, тоже под силу перейти на европейские эталоны: 5% биотоплива в общем котле мы полностью осилим.
С учетом действующих директив ЕС пару лет вспять вышел Указ Президента Украины «О мероприятиях по развитию производства горючего из био сырья». Он стал основой для принятия гос программки производства био дизельного горючего для «снижения зависимости государственной экономики от импорта нефтепродуктов, обеспечения развития агропромышленного комплекса и улучшения экологической ситуации». В Министерстве агрополитики запланировали прирастить посевы рапса в 8 раз – основному сырью для биогорючего отдано 1,5 млн. гектаров либо 5% всех посевных площадей страны. Ученые говорят, что Украина может стопроцентно отрешиться от солярки, засеяв рапсом 17% собственных посевных земель. Чтоб вполне обеспечить потребности села, в стране должно выпускаться более 520 тыс. тонн биотоплива. Если выпуск биодизеля развернется в полную силу, Украина сумеет на третья часть уменьшить импорт энергоресурсов.
Справка
Возможность использовать переработанные растительные масла в качестве моторного горючего была открыта в 1853 году, но 1-ое испытание силовой установки стало вероятным только 10 августа 1893 года. В германском Аугсбурге Рудольф Дизель применил арахисовое масло в движке своей конструкции, нареченном потом по имени изобретателя. Первооткрыватель дизеля считал, что конкретно на нем будут работать машины грядущего. Но в 20-е годы производители дизельных движков стопроцентно перебежали на более дешевенькую солярку, а биотопливо оказалось позабытым до начала 90-х, когда стало одним из путей избавления населения земли от нефтяной зависимости.
Инна ТИХОНОВА