Экологически незапятнанное горючее :: балтийский курс


20 лет Адрианс Давис стоит у руля Latvijas Gaze. Для председателя правления Latvijas Gaze компания — единственное место работы, куда он пришел после окончания Рижского политехнического института в 1965 году. В 2001 году управление Газпрома вручило ему памятный символ «Знатный работник газовой индустрии». Для него это самая ценная заслуга. Тем паче что, до недавнешнего времени он был единственным, кто удостоился этого звания за пределами Рф. А. Давис — один из самых действенных управляющих в Латвии по показателям оборота и прибыли предприятия на 1-го сотрудника.

БК: За счет чего будет покрываться недостаток электроэнергии после закрытия АЭС в 2009 году?


 


Адрианс Давис: Начнем с того, что в 2006 году Латвия, Литва и Эстония подписали 1-ый протокол о намерениях в сфере энергетики. Меня веселит то, что наконец три Прибалтийских страны смогли сесть за стол и помыслить о перспективе обеспечения этих государств электроэнергией. Как спец я приветствую эту инициативу. По имеющейся у меня инфы, это устраивает и Евросоюз. Сейчас это самый большой проект 3-х Прибалтийских государств, который указывает пример кооперации. Очень не плохое начало.


 


Неясно только, почему Литва в один момент, обойдя этот протокол, пригласила к переговорам по строительству новейшей АЭС Польшу, требующую непропорционально огромную долю. Потому считаю, что отлично начатое дело востребует много времени для того, чтоб прийти к согласию по вопросу совместного использования новейшей АЭС.  Эстония, как понятно, уже отошла в сторону и даже подумывает о строительстве своей атомной станции.


 


Что касается Литвы, то она после закрытия Игналины будет вытерпеть наибольшие утраты в деле снабжения страны электроэнергией. Но уже сейчас ведутся дискуссии о соединении электросетей Литвы и Польши, которые в дальнейшем, после окончания строительства АЭС, могли бы употребляться для передачи энергии.


 


БК: И все таки, что реально можно успеть сделать за два года до закрытия Игналинской АЭС?


 


А. Д.: Рядом с Литвой находятся Беларусь, Украина и Наша родина, с которыми можно условиться о поставках электроэнергии. На техническом уровне это может быть. Следует увидеть, что даже Латвия огромную часть русского газа получает через Литву и Беларусь, а другую часть — через Эстонию. Еще в русские времена была сотворена Единая энергетическая система и по электроэнергии, и по газу, по этому Литва может получать электричество и из Беларуси, и с Украины. Не считая того, есть возможность передавать электроэнергию из Польши.


 


Но потребление электроэнергии вырастает, и любая страна осознает, что в дальнейшем может испытывать ее недостаток.


 


БК: Нужна ли Балтийским странам новенькая АЭС, которую планируется выстроить к 2015 году? Каковой, на ваш взор, сценарий развития энергогенерирующих мощностей в Латвии и примыкающих с ней государствах? Какова в этом сценарии роль газового горючего?


 


А. Д.: Есть очень длительные проекты, такие как строительство атомных электрических станций. Замечу к тому же, что новенькая литовская АЭС  — пока только мысль. У меня есть огромные сомнения, будет ли этот проект вообщем осуществлен.


 


Латвии же дополнительная электроэнергия нужна уже сейчас. При всем этом нужно осознавать, что тарифы на электроэнергию, как и на газ, скоро станут европейскими. Следует учитывать также, что во время пиков употребления может появиться ситуация, когда снаружи получить необходимое количество электроэнергии нереально.


 


Латвии в основном необходимо мыслить о для себя, а не о том, что произойдет у соседей. Наш недостаток совсем не так велик — 400 MW, а в дальнейшем, может быть, 700 MW. Мы можем восполнить это намного наименьшими затратами, чем роль в проекте АЭС, который со всеми его большими средствами может быть реализован не ранее 2020 года.


 


Если мы желаем иметь стабильность в снабжении электроэнергией, такую, какая есть по газу благодаря подземным хранилищам, то нужно в срочном порядке строить 3-ий термоэнергоблок на газе, который сумеет дополнительно создавать для Риги до 260 MW термический энергии и электроэнергии мощностью до 400 MW.


 


БК: Как реально строительство газовой электростанции в Латвии, проект строительства которой предлагает ITERA Latvija?


 


А. Д.: Еще сначала 80-х годов прошедшего века параллельно строительству Игналинской АЭС планировалось создание газовой станции мощностью 3000 MW рядом с многообещающим подземным газохранилищем под Добеле. Приблизительно 10-12 годов назад, а может некоторое время назад, был подготовлен технический проект станции. Как я помню, с Latvenergo даже велись переговоры о подключении. Так что нынешние дискуссии о способности строительства большой газовой станции не новы.


 


Строительство третьего энергоблока на газе в Латвии хочет строить компания ITERA Latvija с привлечением к этому проекту гос энергокомпании Latvenergo и русского концерна Газпром. В проекте должен быть задействован широкий состав акционеров, посреди которых возможно окажется также германский концерн E.ON Ruhrgas. Хорошим вариантом может стать сотрудничество ITERA Latvija , Газпрома и Latvenergo, где каждой стороне принадлежали бы схожие толики.


 


БК: Сколько времени будет нужно, чтоб выстроить новый энергоблок и во что обойдется его строительство?


 


А. Д.: В Европе и в мире очень высочайший спрос на газовые станции, в связи с чем цены на их строительство выросли на 30%. Приблизительная цена проекта  ITERA Latvija может составить 260-280 млн. латов (более 500 млн. баксов).


 


С учетом ситуации, сложившейся сейчас на энергорынке, канителить со строительством ни при каких обстоятельствах нельзя. Даже если мы до конца 2007 года успеем подписать контракт о поставке и монтаже станции под ключ, газовый блок может быть сдан в эксплуатацию исключительно в 2011 году.


 


Главные достоинства работы газового энергоблока последующие. 1-ое — вся инфраструктура по поставкам газа потребителям в Латвии готова и не просит дополнительных издержек. 2-ое — благодаря подземным хранилищам в Инчукалнсе, энергоблок будет обеспечен всеми необходимыми объемами газа в непрерывном режиме.


 


Желаю выделить, что лично я вижу в качестве реализатора проекта только ITERA Latvija. Главный аргумент в пользу этой компании тот, что она является одним из акционеров Latvijas Gaze, что очень принципиально.     


 


БК: Как к этой идее относится поставщик газа Наша родина, которая сейчас реализует проект прокладки газопровода в Германию по дну Балтики?


 


А. Д.: Способности строительства нового энергоблока, так как он будет работать на газе, дискуссировались во время визита латвийского премьера Айгарса Калвитиса в Москву в марте 2007 года для подписания пограничного контракта меж Латвией и Россией. Председатель правления Газпрома Алексей Миллер одобрил проект и заверил нас, что нужные дополнительные объемы газа в Латвию будут поставлены. 


 


БК: Поведайте о новых проектах по использованию газовых хранилищ в Инчукалнсе и Добеле. Рассматриваются ли способности хранения в их газа в рамках реализации проекта «Nord Stream»?


 


А. Д.: «Nord Stream» — очень большой проект, который сумеет обеспечить огромную стабильность поставок русского газа в Европу, так как бессчетные споры с Украиной и Беларусью ставят эту стабильность под вопрос. Считаю, что полностью независящий проект Наша родина — Германия просто попал в 10-ку.


 


Что касается предстоящего увеличения поставок газа в Европу, в особенности в зимний период, в Латвии имеются технические способности использования газовых хранилищ, и сначала в Добеле. И это главное. Если б хранилищ не было, то этот вопрос нечего было бы дискуссировать и политикам.


 


Сейчас информацию о таких способностях имеет как Газпром, так и реализатор проекта. Думаю, что реальное внедрение газохранилищ Латвии в проекте «Nord Stream» — вопрос наиблежайшей перспективы, который можно ставить после сдачи газопровода Наша родина — Германия в эксплуатацию.


 


БК: Идут переговоры с Газпромом по ценам на газ в 2008 году, ожидается их существенное увеличение. От чего зависят тарифы на поставки газа?


 


А. Д.: Следует учесть, что Газпром многие годы  показывает осознание по отношению ко всем Прибалтийским странам  по вопросам, связанным с модернизацией  газовых компаний и улучшением их безопасности и систем газоснабжения в целом, требующих довольно огромных денежных ресурсов. Такие работы нереально провести за год либо два, они требуют более долгого периода времени. Газпром учитывает тот факт, что система газоснабжения Прибалтийских государств устарела и просит модернизации, ремонта, подмены оборудования и т. д. Благодаря тому что Газпром  является стратегическим акционером в газовых компаниях Латвии, Литвы и Эстонии, каждогодние цены на поставки газа многие годы были ниже среднеевропейских. И увеличение цен происходит очень равномерно. Согласно подготовительной договоренности, с 2008 года вся Прибалтика будет получать газ по европейским ценам.


 


С учетом того, что на рынке электроэнергетических ресурсов резко повысились цены на мазут (а стоимость на газ привязана к стоимости на мазут), может быть, что закупочная стоимость на газ начиная с 2008 года по сопоставлению с 2007-м вырастет на 30-40%. Заметим, что если в 1996-1998 годах стоимость на мазут составляла около 40 баксов за тонну, то сейчас она превосходит 400 баксов. И это при том, что 1 баррель нефти в 1998 году стоил 9 баксов, а сейчас практически 90 баксов.


 


БК: Как рост тарифов на газ может воздействовать на деятельность Latvijas Gaze, на потребителей газа и на экономику страны в целом?


 


А. Д.: Для обеспечения бесперебойной и размеренной поставки газа, электричества либо других источников энергии в мире установлены определенные денежные аспекты для энергетических компаний, определяемые законодательством стран.


 


Представляете, что случилось бы в зимнее время, если б Latvijas Gaze не могла обеспечить газом какие-то термические предприятия (ТЭЦ-1 либо ТЭЦ-2). Это бы вылилось в большенные денежные утраты для страны в целом. Другими словами газовая система Латвии, в особенности Инчукалнское газохранилище, просто должны работать как часы — бесперебойно. Чтоб это обеспечить нужно повсевременно и раз в год инвестировать большенные средства в систему газоснабжения.


 


Latvijas Gaze после приватизации в 1997 году наконец смогла начать решать такие принципиальные для народного хозяйства Латвии вопросы. На сей день в систему газоснабжения страны инвестировано около 150 млн. латов. Без этих инвестиций обеспечение Латвии газом могло быть под вопросом. В качестве примера можно привести очень неприятную катастрофу газопровода поблизости городка Валмиера, вызвавшую бурю чувств в обществе. Таких случаев мы просто не имеем права допускать.


С учетом вышесказанного не может быть и речи о каком-то замораживании и не повышении тарифов на газ без учета реальной ситуации на топливном рынке. Latvijas Gaze, как и все другие газовые компании, должна ориентироваться на установленные нормы прибыли в размере 10-15% от нетто-оборота.   


 


БК: Сейчас дела меж Латвией и Россией налаживаются. Как принципиально для латвийской экономики развивать эту положительную тенденцию?


 


А. Д.: Может, для кого-либо улучшение отношений с Россией кажется малозначимым фактом, но тогда эти люди… просто ничего не понимают в политике и главное — в экономике! Да, естественно, в Латвии достаточно резвыми темпами вырастает ВВП, мы часть евросоюзовского места, но было бы тупо отрешаться от такового напарника, как Наша родина — с ее обширным рынком сбыта, с ее экономическим потенциалом. Лично я уверен, что если мы стопроцентно снимем все задачи, которые имеются в нынешних отношениях Риги и Москвы, то Латвия вправду станет транзитным мостом, соединяющим Россию и ЕС.  


 


БК: В каких глобальных вопросах страны Балтии должны кооперироваться, а в каких оставаться соперниками?


 


А. Д.: Сама история сделала ситуацию, при которой все три Прибалтийских страны имеют единую систему газо- и энергоснабжения. Мы соединены как электросетями, так и газопроводами. Есть и хранилища, которыми могут воспользоваться все три страны. На мой взор, непременно, мы также должны кооперироваться в вопросах жд транзита и рассредотачивания по видам грузов в портах Балтики.


 


Что касается конкуренции, то охото напомнить о тех временах, когда 20-30 годов назад латыши, эстонцы и литовцы сильно много ездили друг к другу, как туристы. Сейчас мы стараемся улететь куда-то подальше, запамятывая, что рядом находятся красивые места для отдыха, которые могут стать и местами для развития туризма. И тут мы можем и должны соперничать. Есть и другие сферы для конкуренции — сельское хозяйство, строительство, индустрия. Ведь конкурентность — движок экономики и прогресса.


 


БК: В чем все таки преимущество газового горючего перед другими источниками электроэнергии?


А. Д.: Газ является самым экологически незапятнанным топливным ресурсом.


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование записей временно отключено.