Свойства дизельного горючего

Книжки, СТАТЬИ
Возвратиться

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИЗЕЛЬНОГО
Горючего

Дизельное
горючее создано для быстроходных дизельных и газотурбинных
движков наземной и судовой техники. Условия смесеобразования
и воспламенения горючего в дизелях отличаются от таких в карбюраторных
движках. Преимуществом первых является возможность воплощения
высочайшей степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие
чего удельный расход горючего в их на 25–30 % ниже, чем в карбюраторных
движках. В то же время дизели отличаются большей сложностью
в изготовлении, большенными габаритами. По экономичности и надежности
работы дизели удачно соперничают с карбюраторными движками.
Главные эксплуатационные характеристики дизельного горючего:
цетановое число, определяющее высочайшие
мощностные и экономические характеристики работы мотора;
фракционный состав, определяющий полноту сгорания,
дымность и токсичность отработавших газов мотора;
вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную
подачу горючего, распыливание в камере сгорания и работоспособность
системы фильтрования;
низкотемпературные характеристики, определяющие функционирование
системы питания при отрицательных температурах среды
и условия хранения горючего;
степень чистоты, характеризующая надежность работы
фильтров грубой и узкой чистки и цилиндро-поршневой группы мотора;
температура вспышки, определяющая условия безопасности
внедрения горючего в дизелях;
наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее
нагарообразование, коррозию и износ.

Ассортимент, качество
и состав дизельных топлив

Нефтеперерабатывающей
индустрией вырабатывается дизельное горючее по ГОСТ 305–82
3-х марок:
Л — летнее, используемое при температурах окружающего
воздуха выше 0 °С;
З — зимнее, используемое при температурах до
-20 °С (в данном случае зимнее дизельное горючее обязано иметь
заст < -35 °С и п < -25 °С), либо зимнее, используемое при температурах до -30 °С, тогда горючее обязано иметь заст < -45 °С и п <-35 °С);
А — арктическое, температура внедрения которого
до -50 °С. Содержание серы в дизельном горючем марок Л и З
не превосходит 0,2 % — для I вида горючего и 0,5 — для II вида
горючего, а марки А — 0,4 %.
Для ублажения потребности в дизельном горючем разрешаются
по согласованию с потребителем выработка и применение горючего с
температурой застывания 0 °С без нормирования температуры помутнения.
В согласовании с ГОСТ 305–82 принято последующее условное обозначение
дизельного горючего: летнее горючее заказывают с учетом содержания
серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее — с учетом содержания
серы и температуры застывания (З-0,2-минус 35).
В условное обозначение на арктическое дизельное горючее заходит
только содержание серы: А-0,2.
Дизельное горючее (ГОСТ 305–82) получают компаундированием прямогонных
и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования
эталона по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки
часто употребляют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки
и вторичных процессов, почаще прямогонного дизельного горючего и легкого
газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных
фракциях зависимо от перерабатываемой нефти колеблется в границах
0,8–1,0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищенном
компоненте — от 0,08 до 0,1 %.

Свойства дизельного горючего (ГОСТ
305–82)
Характеристики
Норма для марок
Л
З
А
Цетановое число, более
45
45
45
Фракционный состав:
   50 % перегоняется при температуре, °С,
не выше
280
280
255
   90 % перегоняется при температуре (конец
перегонки), °С, не выше
360
340
330
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с
3,0-6,0
1,8-5,0
1,5-4,0
Температура застывания, ° С, не выше, для климатической
зоны:
   умеренной
-10
-35

   холодной

-45
-55
Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической
зоны:
   умеренной
-5
-25

   холодной

-35

Температура вспышки в закрытом тигле, ° С,
не ниже:
   для тепловозных и судовых дизелей и газовых
турбин
62
40
35
   для дизелей общего предназначения
40
35
30
Массовая толика серы, %, менее, в горючем:
   вида I
0,2
0,2
0,2
   вида II
0,5
0,5
0,4
Массовая толика меркаптановой серы, %, менее
0,01
0,01
0,01
Содержание фактических смол, мг/100 см3 горючего,
менее
40
30
30
Кислотность, мг КОН/100 см3 горючего, менее
5
5
5
Йодное число, г I2/100 г горючего, менее
6
6
6
Зольность, %, менее
0,01
0,01
0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, менее
0,20
0,30
0,30
Коэффициент фильтруемости, менее
3
3
3
Плотность при 20 ° С, кг/м3, менее
860
840
830
Примечание.
Для топлив марок Л, З, А: содержание сероводорода, водорастворимых
кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие,
испытание на медной пластинке — выдерживают.

Дизельное
экспортное горючее (ТУ 38.401-58-110–94) — вырабатывают
для поставок на экспорт, содержание серы 0,2%. Исходя из требований
к содержанию серы, дизельное экспортное горючее получают гидроочисткой
прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качествапо требованию
заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число,
как принято ГОСТ 305–82). Не считая того, заместо определения содержания
воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают
прозрачность горючего при температуре 10°С.

Свойства дизельного экспортного
горючего (ТУ 38.401-58-110–94)

Характеристики

Норма для марок

ДЛЭ

ДЗЭ

Дизельный индекс, более

53

53

Фракционный состав: перегоняется
при температуре, °С, не выше:

   50 %

280

280

   90 %

340

330

   96 %

360

360

Кинематическая вязкость
при 20 °С, мм2/с

3,0-6,0

2,7-6,0

Температура, °С:

   застывания,
не выше

-10

-35

   предельной фильтруемости,
не выше

-5

-25

   вспышки в закрытом тигле,
не ниже

65

60

Массовая толика серы, %, не
более, в горючем:

   вида I

0,2

0,2

   вида II

0,3

Испытание на медной пластинке

Выдерживает

Кислотность, мг КОН/100
см3 горючего, менее

3,0

3,0

Зольность, %, менее

0,01

0,01

Коксуемость 10 %-ного остатка,
%, менее

0,2

0,2

Цвет, ед. ЦНТ, менее

2,0

2,0

Содержание механических
примесей

Отсутствие

Прозрачность при температуре
10 °С

Прозрачно

Плотность при 20 °С, кг/м3,
менее

860

845

Зимние
дизельные горючего с депрессорными присадками. С 1981
г. вырабатывают зимнее дизельное горючее марки ДЗп по ТУ 38.101889–81.
Получают его на базе летнего дизельного горючего с tп
= = -5 °С. Добавка сотых толикой присадки обеспечивает понижение
предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры
застывания до -30 °С и позволяет использовать летнее дизельное
горючее в зимний период времени при температуре до -15 °С.
Для внедрения в районах с прохладным климатом при температурах -25
и -45 °С вырабатывают горючего по ТУ 38.401-58-36–92. Согласно техническим
условиям получают две марки горючего: ДЗп-15/-25 (базисное дизельное
горючее с температурой помутнения -15 °С, товарное — с предельной
температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизельноетопливо
ДАп-35/-45 (базисное горючее с температурой помутнения -35 °С, товарное
— с предельной температурой фильтруемости -45 °С).
Экологически незапятнанное дизельное горючее выпускают по ТУ 38.1011348–89.
Технические условия предугадывают выпуск 2-ух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ)
и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного горючего с содержанием серы до 0,05
% (вид I) и до 0,1 % (вид II).
С учетом ужесточающихся требований по содержанию ароматичных
углеводородов введена норма по этому показателю: для горючего марки
ДЛЭЧ-В — менее 20 %, для горючего марки ДЗЭЧ — менее 10 %.
Экологически незапятнанные горючего вырабатывают гидроочисткой дизельного
горючего, допускается внедрение в сырье гидроочистки дистиллятных
фракций вторичных процессов.
Городское дизельное горючее (ТУ 38.401-58-170–96) предназначено
для использования в г. Москве. Основное отличие городского дизельного горючего
от экологически незапятнанного — улучшеное качество благодаря использованию присадок
(летом — антидымной, зимой — антидымной и депрессорной). Добавка присадок в
городское дизельное горючее понижает дымность и токсичность отработавших газов
дизелей на 30-50 %.Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные характеристики
горючего представляют собой, в главном, сополимеры этилена с винилацетатом
забугорного производства.
Европейский эталон EN 590 действует в странах Евро экономического
общества с 1996 г. Эталон предугадывает выпуск дизельных
топлив для разных погодных регионов. Общими для дизельных
топлив являются требования по температуре вспышки — не ниже 55
°С, косуемости 10 %-ного остатка — менее 0,30 %, зольности —
менее 0,01 %, содержанию воды — менее 200 ррm, механических
примесей — менее 24 ррm, коррозии медной пластинки — класс 1,
стойкости к окислению — менее 25 г осадка/м3.В 1996 г. в
Европе введены ограничения на содержание серы в дизельных топливах
— менее 0,05 %. Таким требованиям отвечают российские ТУ
38. 1011348–89.

Свойства зимних дизельных топлив
с депрессорными присадками

Характеристики

Нормы для марок

ДЗп

ДЗп-15/-25

ДАп-35/-45

ТУ 38.101889-81

ТУ 38.401-58-36-92

Цетановое число, более

45

45

40

Фракционный состав:
   перегоняется при температуре,
°С, не выше:

   50 %

280

280

280

   90 % (конец перегонки)

360

360

340

Кинематическая вязкость
для дизелей общего предназначения при 20 °С, мм2/с

3,0-6,0

1,8-6,0

1,5-5,0

Температура, °С, не выше:

   застывания

-30

-35

-55

   помутнения

-5

-15

-35

   предельной фильтруемости

-15

-25

-45

Температура вспышки в закрытом
тигле, °С, не ниже:

   для дизелей общего предназначения

40

40

35

   для тепловозных и судовых
дизелей

62

35

30

Массовая толика серы, %, не
более, в горючем:

   вида I

0,2

0,2

0 ,2

   вида II

0,5

0,5

0,4

Массовая толика меркаптановой
серы, %, менее

0,01

0,01

0,01

Концентрация фактических
смол, мг/100 см3 базисного горючего, менее

40

Кислотность, мг КОН/100
см3 горючего, менее

5

5

5

Йодное число, г I2/100
г горючего, менее

6

5

5

Зольность, %, менее

0,01

0,01

0,01

Коксуемость 10 %-ного остатка,
%, менее

0,3

0,2

0,2

Коэффициент фильтруемости,
менее:

   для базисного горючего

2,0

   для горючего с присадкой

3,0

3,0

3,0

Плотность при 20 °С, кг/м3,
менее

860

860

840

Цвет, ед. ЦНТ, менее

2,0

2,0

2,0

Примачание. Для
топлив всех марок: содержание сероводорода, водорастворимых
кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие;
испытание на медной пластинке — выдерживают.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментирование записей временно отключено.