Литер
В последние годы в мире ученые тщательно отыскивают и пробуют освоить другие виды горючего для тс. В особенности это принципиально для тех регионов, в каких сохраняется неблагоприятная экологическая обстановка, к коим не без основания относится наикрупнейший город Казахстана – Алматы. Многие годы казахстанские власти с завидной периодичностью поднимают вопросы переведения авто транспорта на экологически незапятнанный и для нас более приемлемый вид горючего – газ. По этому поводу была разработана муниципальная программка по понижению загрязнения среды на 2009–2018 годы. Ее цель как раз и заключается в активизации процесса перехода как публичного, так и личного транспорта на внедрение газового горючего. Прошло четыре года, но автомобилей на газе больше не стало, появились только газовые автобусы, да и их мало.
Все дело в стоимости
«А у нас в машине газ», – произнесут автомобилисты грядущего в ответ на еще одно подорожание бензина. Чрезвычайное увеличение цен на хоть какой продукт обычно приводит к тому, что потребители от него отрешаются или находят подмену: водке – самогон, мясу – соя и т.д.. Автомобилисту перестроиться на пеший стиль жизни трудно. Означает, нужно перестроить машину. Достойная кандидатура бензину есть – газовое горючее. Оно и кошелек водителя сберегает, и для среды безопаснее. Низкая цена газа по сопоставлению с бензином – принципиальное преимущество, но не очень спешат казахстанские автовладельцы занимать очередь у профессионалов, переоборудующих машины для работы на газе.
Все же планы у создателей госпрограммы по понижению загрязнения среды очень принципиальные. Так, ожидается, что к 2018 году число автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ), достигнет 54 тыщ единиц. А до 2027 года автопарк на КПГ будет возрастать в среднем на 7 процентов в год и достигнет 100 тыщ автомобилей. Но пока эти планы претворяются в жизнь чуть приметно. На 2012 год в Алматы было записанно 200 автобусов, работающих на газе, и всего 10 личных автомашин. Основным препятствием для перевода автотранспорта на КПГ спецы городского отдела управления пассажирского транспорта и авто дорог считают цена газа. Еще в прошедшем году, выступая на одной из конференций, посвященных переводу транспорта на газ, начальник вышеуказанного отдела Шамжан Махатов отметил: «Согласно мировой практике, цена газа должна составлять 40 процентов от цены дизельного горючего. Дизельное горючее у нас стоит 90 тенге за литр, а цена газа – 54 тенге за кубометр. Если б цена газа составляла 36 тенге, то никого ориентировать не нужно было бы, и те программки, которые мы сейчас наметили, пошли бы быстрее».
Нужен неплохой повод
Но сами автолюбители кроме завышенной цены на голубое горючее еще одним из препятствий перевода транспорта на газ именуют отсутствие стимулов со стороны страны в виде понижения налогов на газовый транспорт.
Спецы в сфере авто бизнеса убеждены, активизация процесса перевода тс на природный газ становится уже требованием прогрессивной южной столицы.
– Вправду, внедрение газового горючего прибыльно исходя из убеждений не только лишь экономики, да и экологии, – отметил президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. – В нашей стране, а именно, цена газа дешевле, чем бензина, в 2,5 раза. В то же время газовое горючее вдвое экологичнее ГСМ. В почти всех странах обладатели автомобилей, работающих на компримируемом природном газе, платят меньше налогов, тамо-женных пошлин, издержек, связанных с техническим состоянием машин. Потому активизация этого процесса в стране неминуема, тем паче что переход на природный газ становится некоторым обязательством и требованием прогрессивной южной столицы. Одним из ярчайших тому подтверждений служит недавнешний пуск в Алматы городских автобусов на компримируемом газе. Не считая того, в процессе реализации кооперативный проект акимата городка Алматы и компании Allur Auto «Экотакси», в рамках которого гостей и обитателей южной столицы будут перевозить 200 новых автомобилей на компримируемом газе.
К слову, в мае этого года указом Главы страны был принят план мероприятий Республики Казахстан по реализации концепции перехода страны к «зеленой» экономике. Проектом предусмотрена реализация мероприятий по увеличению энергоэффективности и в транспортном секторе. В Министерстве охраны среды РК отмечают: «В этих целях будут внесены предложения по хорошей структуре автотранспортного парка в 2014–2015 годах по каждому региону с учетом местной специфичности. При всем этом будет учтена доступность горючего, в том числе сжиженного углеводородного газа, компримированного природного газа и других многообещающих видов энергии. Подвергнутся рассмотрению предложения по развитию инфраструктуры для электромобилей и гибридных автомашин и «дорожная карта» по переходу к хорошей структуре автотранспортного парка по каждому региону для понижения удельных выбросов и увеличения энергоэффективности».
Не считая того, в ведомстве отметили, что в не далеком будущем подвергнутся рассмотрению предложения по созданию денежных стимулов для населения, использующего экономные авто. Также для стимулирования обновления авто парка будет разработана программка по утилизации старенького транспорта.
В техническом плане
Перед покупкой автомобиля перед каждым из нас стоит проблема: дизель либо бензин? Выбрав бензин, многие страдают далее: а не поставить ли газовое оборудование? Но здесь, обычно, начинаются сомнения, вправду ли прибыльно ездить на газовом горючем, а не небезопасно ли это…
– Современное газовое оборудование, которым обеспечен соответственный транспорт, имеет специальную систему безопасности, – сказал Андрей Лаврентьев. – При ударе либо при увеличении температуры срабатывает критическая сигнализация – и все клапаны открываются, сбрасывая давление в баллонах. В плане безопасности мир шагнул далековато вперед по отношению к той системе, которая применялась в русское время. Очевидно, определенные меры безопасности нужны, но они необходимы в любом автомобиле. А внедрение газового горючего никаким образом не оказывает влияние на особенности эксплуатации тс.
Основная неувязка при переводе двигателя внутреннего сгорания автомобиля на газ, по словам профессионалов, – компактно расположить баллон либо даже батарею баллонов без утраты объема полезного места в транспорте. Сделать это фактически нереально. Обычно теряет в объемах багажник, приблизительно 30–60 процентов его местности занимают баллоны. Не считая того, миниатюризируется у машины и нужная грузоподъемность, потому что весит газобаллонное оборудование приблизительно как один взрослый человек среднего телосложения. Проще всего в этом смысле грузовикам с бортовой платформой либо фургоном. Кстати, переоборудование авто на газ не исключает способности время от времени эксплуатировать транспорт, используя бензин.
– Перевод автомобиля на компримированный газ может быть недешевым наслаждением, – увидел Андрей Лаврентьев. – Конечные расходы разнятся зависимо от черт машины. Но переделка довольно стремительно окупается. Так, к примеру, Daewoo Lanos, который в городских пробках потребляет порядка 9 л. на 100 км и проезжает снова же 100 км раз в день, окупит неплохую газовую установку за 7 месяцев. А вот, допустим, впечатляющий джип с расходом 24 литра на 100 км с той же интенсивностью эксплуатации окупит переделку за 3,5 месяца. Но установить газовое оборудование можно не на все авто.
А вот что молвят о технической стороне эксплуатации газового автомобиля автослесари: «Газ, как более незапятнанное горючее, понижает нагрузку на движок. Понижение нагрузки на поршни мотора наращивает межремонтный период работы мотора. Кроме роста срока службы моторного масла (на 30–40 процентов) возрастает срок службы свеч зажигания до 30 тыщ километров».
Но, как убеждены многие российские специалисты, не один раз высказывавшие свою точку зрения касательно перевода транспорта на газ, огромную разницу и выгоду сумеют увидеть только те, кто за рулем, что именуется, утром до ночи. А те, кто в денек проезжает по 30–40 км, годами будут окупать переоборудование машины. Такие очевидно без особенной заинтригованности не пойдут на переделку собственного авто. Со собственной стороны специалисты все таки не советуют властям бежать впереди паровоза и для начала разобраться с публичным транспортом, который в большинстве случаев наносит основной вред окружающей среде.
Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы