Карабалин У.С., Сериков Ф.Т., Лызлов О. А.,Даулетчина Г. Е., Исаев Г.К.
АО «Казахский институт нефти и газа», г. Астана, Иманова 13,
Республика Казахстан, тел./ф. +7 (7172) 550 901, info@king.kz
УДК (574)
В послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана отмечается значимость ускоренной диверсификации и увеличения эффективности государственной экономики. Последние годы повышенное внимание уделяется нефтепереработке для ориентации на выпуск конкурентоспособной продукции.
Согласно Стратегическому плану Министерства нефти и газа Республики Казахстан на 2011 — 2015 годы[1], основной миссией которого является развитие топливно-энергетического комплекса в части углеводородного сырья в целях обеспечения высочайшего уровня конкурентоспособности и государственной безопасности, обеспечение возрастающих потребностей экономики в углеводородном сырье и продуктах его переработки, развитие научно-технологического потенциала, направленного на их действенное внедрение, предвидено, чтов связи с повышением добычи нефти в период до 2015 года планируется прирастить переработку нефти на НПЗ до 17,5 млн. тонн в год и, соответственно, создание нефтепродуктов.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 153 утвержден технический регламент «Требования к безопасности бензина, дизельного горючего и мазута», который устанавливает требования безопасности к авто бензину, дизельному горючему и мазуту в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества физических и юридических лиц, охраны среды.
Согласно этому техническому регламенту на местности Казахстана с 1 января 2010 года введены требования эталонов экологического этапа-2. Требования эталонов экологического этапа-3 и экологического этапа-4 в Республике Казахстан планируются ввести с января 2014 года и с января 2016 года соответственно.
Но, беря во внимание вхождение нашей республики в ЕврАзЭС, также Таможенный Альянс, установление требований к безопасности горючего приобретает межгосударственное значение. Так, Республика Казахстан является ответственной Стороной за разработку Технического регламента по безопасности горючего как ЕврАзЭС, так и Таможенного союза. Для воплощения таковой разработки Министерством нефти и газа РК сформирована Рабочая группа, состоящая из представителей муниципальных органов, высококвалифицированных профессионалов и профессионалов в области нефтепереработки и технического регулирования. В течение 2-ух с половиной лет ведется работа по определению хороших для каждого члена ЕврАзЭС требований к горючему.
На данный момент Технический регламент ЕврАзЭС «Требования к безопасности авто бензина, дизельного горючего и мазута» находится на финишной стадии разработки, где совсем принимаются решения по принципным вопросам государств-членов ЕврАзЭС.
Основными принципными вопросами вызывающими бурные споры сторон можно обозначить – сроки перехода на топливоэкологического класса, отдельные физико-химические свойства горючего, способы и схемы воплощения доказательства соответствия и терминология.
Одной из задач является определение главных положений технического регламента, удовлетворяющие требования всех стран-членов ЕврАзЭС.
Беря во внимание довольно жесткие требования к экологическим классам горючего, Стороны пришли к одному решению о необходимости установления переходных положений этого регламента. Причина тому, наличие в обороте в достаточно большенном количестве горючего не соответственного требованиям регламента, также недостающая оснащенность нефтеперерабатывающих мощностей, оборудование большинства которых морально устарело. Принимая во внимание планы по развитию и модернизации нефтеперерабатывающих заводов Сторон, также обновления нормативно-технической базы для выпуска качественного горючего, Сторонами принято решение о поэтапном переходе к экологическим классам.
После вступления в силу Технического регламента ЕврАзЭСосновным потребителем российских НПЗ в главном будет оставаться внутренний рынок нефтепродуктов РК. Даже при довольно суровой модернизации, согласно Стратегическому плану МНГ РК[1], объемов переработки горючего пока будет хватать только для покрытия внутренних потребностей РК, а недостающую часть планируется покрывать за счет импорта с Русской Федерации.
Беря во внимание рвение Сторон вступить во Всемирную Торговую Компанию, принятие вышеуказанного технического регламента будет содействовать повышению конкурентоспособности экономики этих государств.
Литература
1. «Стратегический план Министерства нефти и газа Республики Казахстан на 2011 — 2015 годы», утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2011 года № 134.//«Казахстанская правда» от 15 марта 2011 г. № 92-93 (26513-26514); от 16 марта 2011 г. № 94-95 (26515-26516).