Экологически незапятнанное дизельное горючее на базе растительных масел обширно употребляется в почти всех странах. К примеру, Германия в 2006 году будет располагать мощностями по производству 2 млн тонн биотоплива в год.
Беларусь также стремится избавиться от энергозависимости и планирует к 2010 году довести объем производства биотоплива до 10-15% в общем объеме употребления. А поэтому в республике будет налажено промышленное создание биотоплива из рапса для дизельных моторов. В Минске состоялось заседание президиума Совмина, на котором решались организационные вопросы по внедрению технологии по производству биотоплива, разработанной учеными Научно-исследовательского института физико-химических заморочек Белгосуниверситета.
Реализация проекта белорусских ученых по изготовлению дизельного горючего из рапсового масла началась при поддержке Белорусского инноваторского фонда в 2002 году. В Гродненской области на предприятии «Гроднобиопродукт» была открыта 1-ая очередь завода для выпуска рапсового масла. В Новоельне планировалась его переработка в метиловые эфиры, которые фактически и являются дизельным биотопливом.
По словам заместителя директора научно-исследовательского института физико-технических заморочек Владимира Симирского, на испытательной установке в Новоельне мощностью в 2 тыщ тонн в год отрабатываются все технологические аспекты промышленного производства биотоплива, не брутального к окружающей среде.
Еще весной была сделана партия дизельного горючего, созданная для испытаний, но к ним до сего времени не приступили – не было соответственных нормативных документов. Почему так длительно решался вопрос о внедрении разработок белорусских ученых?
Директор предприятия «Унихимпром» БГУ Николай Якубеня объяснил, что на прошлой неделе на президиуме Совета министров решался вопрос о выборе технологий для промышленного производства биотоплива. По его словам, концерн «Белнефтехим» проявлял определенное недоверие к российским технологиям. Уже подана заявка на патент, но результата придется ожидать более 3 лет. Все же, Президиум Совмина принял решение использовать технологии белорусских ученых. При всем этом часть технологического оборудования придется заказывать за рубежом.
По словам Николая Якубени, принятие постановления станет первым шагом для сотворения новейшей отрасли. Объем ее производства определен в 400 млн баксов. При всем этом создание рапса в республике вырастет до 1 млн тонн. Таким макаром, будет выполняться не только лишь импортозамещающая продукция – биотопливо, но будут вырабатываться также побочные продукты — техническое мыло, глицерин и жмых для производства кормов.
На основании решений Совмина будут выделены средства на последующие научные разработки в области производства дизельного биотоплива из растительных масел, разработана программка по стандартизации. После испытаний будут улучшены движки белорусского производства. А в паспортах тракторов с дизельными движками, которые Беларусь поставляет на экспорт, будет записано, что они работают, в том числе, и на биодизеле.
По расчетам ученых, стоимость на биотопливо будет меньше, чем на обычное нефтяное, приблизительно на 10%. Планируется разработка щадящей акцизной политики в области его внедрения. Для массового производства биотоплива сельское хозяйство будет отчасти перепрофилировано на выкармливание рапса. А в Гродненской области уже в прошедшем году в связи с открытием производства рапсового масла на «Гроднобиопродукте» были увеличены посевные площади под рапс. Его собрали в 20 раз больше, чем в прошлые годы.
Институт физико-химических заморочек Белгосуниверситета вместе с Госстандартом проводит работу по определению величины добавки биотоплива в движки белорусского производства.
К 1 февраля 2007 года будет разработана муниципальная всеохватывающая программка мероприятий по внедрению биотоплива в промышленное создание.
В Беларуси в 2004 году потребление нефтяного дизельного горючего во всех видах хозяйств составило 1 млн 740 тыщ тонн. Как говорят спецы, если сделать объем собственного производства биотоплива до 300 тыщ тонн в год, то страна не отстанет от Европы.