Горючее для транспорта
Тут, на автозаправочной станции, снимают нескончаемую жажду движков, которые даруют человеку возможность с комфортом передвигаться на далекие расстояния. Часто встречающееся горючее для транспорта — бензин. Более того, на него приходится 50% от общего объема производимых в мире нефтепродуктов.
Качество бензина почти во всем определяется октановым числом, которое указывает, как он способен противостоять детонации. Если бензин, заместо того, чтоб ровно сгорать в цилиндрах, будет взрываться, поездка сходу не станет казаться приятной. Гарантированы шум, понижение мощности и резвый износ мотора, также другие плачевные последствия.
Прямогонный бензин имеет низкое октановое число — приблизительно 41-56, потому его подвергают риформингу либо крекингу, доводя показатель до 65-86 зависимо от способа. Подробнее об этих процессах можно выяснить на нефтеперерабатывающем заводе. Не считая того, в бензин добавляют высокооктановые составляющие либо же агенты, препятствующие детонации. Первым и очень пользующимся популярностью антидетонатором был тетраэтилсвинец — всего 0,1% этого вещества увеличивала октановое число на 10 единиц. Но из-за токсичности и загрязнения среды соединениями свинца его воспретили в почти всех странах. Лучший заменитель пока не найден, но ведутся активные разработки.
На АЗС можно заправиться не только лишь бензиновым, да и дизельным топливом. На нем в главном работают грузовые авто, также жд транспорт и сельскохозяйственная техника. Основной его чертой служит цетановое число, отражающее способность горючего к самовоспламенению. Стандартный показатель — 40-45, наилучший — 45-50. Очень высочайшее цетановое число совсем не улучшает качество продукта — после 60 появляется больше выхлопных газов и увеличивается расход горючего.
Самолеты, железные птицы, роскошным росчерком украшающие синеву небес, тоже летают на нефтяном горючем — поточнее, на авиационном керосине. Это жидкое горючее имеет строго регламентированные характеристики вязкости, плотности, температуры, кристаллизации и состава — чтоб обеспечить равномерное поступление горючего к движку. Не считая того, горючее должно владеть высочайшей тепловой стабильностью, потому что в баках сверхзвуковых самолетов оно может греться до 150-200 °С. Чтоб достигнуть подходящих характеристик, керосиновую фракцию очищают от примесей — к примеру, с помощью водорода.
Покорители морей тоже нуждаются в нефти — многие корабли прогуливаются на так именуемом флотском мазуте, который получают, перемешав 60-70% прямогонного мазута и 30-40% дизельного горючего со особыми добавками.
Таким макаром, в транспорте нефтяное горючее крепко держит фаворитные позиции. Но рост цен на углеводородное горючее, ценность нефти как хим сырья и экологические задачки нового века принуждают интенсивно работать над другими средствами, приводящими мир в движение.
Новое, обыкновенно, нередко оказывается отлично позабытым старенькым. Другое горючее для движков внутреннего сгорания применялась еще на заре авто эпохи. Самый 1-ый дизель работал на растительном масле — так же, как и современный биодизель. В главном, употребляется рапсовое масло, которое особенным образом видоизменят. Но в мороз это экологически незапятнанное горючее преобразуется в восковидную субстанцию, потому его приходится соединять с минеральным горючим.
Этиловый спирт тоже употреблялся автомобилистами уже 100 годов назад. Он приводил в движение модель Генри Форда, которую начали выпускать в 1908 году специально для фермеров. Разработка была только разумной — ведь крестьяне могли сами создавать себе горючее. В наши деньки практически весь вырабатываемый в мире биоэтанол создают в США и Бразилии — приблизительно в равных толиках. Америкосы делают его из кукурузы, а бразильцы — из сладкого тростника. Этот вид горючего тоже приходится соединять с неким количеством бензина, чтоб избежать заморочек при низких температурах.
Электромобиль и совсем имеет предка, родившегося в 1841 году. Этот вид транспорта приводится в движение электродвигателем, который питается от аккумов и топливных частей. Масса преимуществ, начиная с способности заряжаться от розетки и заканчивая отсутствием вредных выбросов, делают его очень симпатичным, но за полтора века он так и не сумел сравняться по цены и ходовым качествам с обыденным автомобилем.
Но плюсы электромобиля отыскали отражения в гибридном автомобиле, сочетающем электродвигатель с бензиновым двигателем. Бортовик переводит машину на лучший на этот момент режим энергопотребления, сберегая горючее и сокращая вредные выбросы. Возможно, за такими моделями — наиблежайшее будущее, ну а в более дальной перспективе станут доступны машины на топливных элементах. Эти химические устройства позволяют получать энергию прямо из горючего. Полностью экологически незапятнанный вариант — водород, ведь побочный продукт его переработки — дистиллированная вода. К примеру, можно использовать водород, который получают в процессе переработки нефти. Сейчас такие разработки идут полным ходом, но пока технологии остаются очень дорогостоящими для повсеместного распространения. Так что, темное золото не утрачивает позиций в промышленности, которая когда-то послужила предпосылкой нефтяного бума.